Эффективные меры для профилактики производственного травматизма

По данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь за прошедший 2010 год в республике при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин) произошло 30 несчастных случаев с тяжёлыми последствиями, в результате которых погибли четверо работников.

Анализ происшедших несчастных случаев показывает, что наиболее распространенными их причинами явились нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда – 29 процентов от общего количества причин (по несчастным случаям со смертельным исходом этот показатель составил 50 процентов) и невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда – 22 процента. Значительный удельный вес в структуре причин происшедших несчастных случаев также составили: нарушения требований безопасности другими работниками (9 процентов), недостатки в обучении и инструктировании потерпевших по вопросам охраны труда (7 процентов), алкогольное опьянение потерпевших (7 процентов). Почти в 60 процентах случаев в ходе специального расследования была установлена вина нанимателя.

Основными видами происшествий, приведших к несчастным случаям на производстве при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, явились: воздействие на работников движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей (83 процента случаев) и падение, обрушение конструкций оборудования (10 процентов). Несчастные случаи при производстве шиномонтажных работ в 2010 году составили 23 процента от общего количества несчастных случаев, происшедших при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (7 случаев), и явились наиболее распространенными.

В результате нарушений технологии производства шиномонтажных работ был травмирован тракторист-машинист сельскохозяйственного производства “КУСП «Экспериментальная база «Спартак» управления сельского хозяйства и продовольствия Шкловского райисполкома, а заведующий ремонтно-механической мастерской РСУП «Племзавод «Кореличи» Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от полученных травм скончался.
Неиспользование специальных упоров, подставок (козелков) при ремонте транспортных средств привело к 6 несчастным случаям с тяжелыми последствиями (два человека погибло), что составило 20 процентов от общего количества травмированных при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

Так, при проведении работ по замене уплотнительного кольца гидрораспределителя под поднятым ковшом погрузчика без установки упора на гидроцилиндр стрелы (установки стрелы погрузочного оборудования на транспортный упор) в результате снижения давления и опускания стрелы был зажат и смертельно травмирован водитель погрузчика ДЭП Лидского городского УП ЖКХ управления жилищно- коммунального хозяйства Гродненского облисполкома. Аналогичные обстоятельства привели к тяжелой травме работника филиала «ДЭУ №10» РУП «Минскавтодор-Центр» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Следует также отметить, что зачастую работниками и должностными лицами организаций игнорируется и такое, казалось бы, всем понятное требование безопасности, как использование средств защиты глаз при работе с ударными инструментами. Вместе с тем, нарушение указанных требований безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств привело в 2010 году к травмированию 4 работников (13 процентов от общего количества травмированных). При этом в трех из четырех случаев в ходе специального расследования была установлена вина нанимателя.

Так, в результате необеспечения работников или неиспользования ими средств защиты глаз травмы получил тракторист-машинист сельскохозяйственного производства ОАО «Кленовичи» Крупского района Минской области.

Приведенный анализ несчастных случаев на производстве свидетельствует о том, что в организациях республики не принимается должных мер по обеспечению безусловного выполнения требований безопасности при проведении работ по ремонту и обслуживанию транспортных средств. Допускаются случаи халатного отношения к организации и производству указанных работ как со стороны должностных лиц, так и со стороны самих работников. Особенно остро, как видно из вышеизложенного, эта проблема стоит в сельском хозяйстве. В 40 процентах несчастных случаев, происшедших при выполнении работ по ремонту и обслуживанию транспортных средств, были травмированы работники сельскохозяйственных организаций.

На основании изложенного и в целях профилактики производственного травматизма Оршанская межрайонная инспекция труда предлагает руководителям организаций, предприятий всех форм собственности довести настоящую информацию до сведения каждого работающего и принять необходимые эффективные меры для профилактики и предупреждения производственного травматизма.

С. ФРОЛКОВ,
заместитель начальника Оршанской МИТ.

Добавить комментарий