В Орше состоялся семинар для родителей и презентация проекта «Твоя семья – твоя команда»

С новым проектом заглянули в оршанскую Ледовую арену представители хоккейного клуба «Динамо-Минск».

Если родители отдают ребенка в спорт, как правило, они ожидают вырастить активного, целеустремленного взрослого с закаленным характером и задатками чемпиона. Эти ожидания не плохие сами по себе – проблемы могут возникнуть по пути их достижения. Чтобы родители могли без вреда для себя и ребенка их преодолеть, хоккейный клуб «Динамо-Минск» выпустил пособие «Что важно знать родителям юных хоккеистов? Рекомендации спортивного психолога», презентация которого состоялась в Ледовой арене.

По словам создателей методички, ее уникальность – в двух аспектах. Первый и, пожалуй, знаковый для минского «Динамо», что инициатива создания книги принадлежит самому хоккейному клубу. Он скрупулезно подбирал экспертов, которые могли бы понятно объяснить нюансы воспитания детей-спортсменов и сделать это бережно по отношению как к родителям, так и к детям. Авторами пособия стали психолог СДЮШОР БФСО «Динамо» Мария Гутько и психолог футбольного клуба «Шахтёр» Дарья Мельхер. Обе специалистки работают в сфере спорта, поэтому пособие наполнено практическими советами, рекомендациями, примерами, объяснениями, а не голой абстрактной теорией. И хотя пособие вышло под эгидой хоккейного клуба, оно применимо и к другим видам спорта, где так же формируются отношения в триаде «родитель – ребенок – тренер».

Но не случайно книга адресована родителям. По словам Марии Гутько, именно их роль в спортивном процессе в последние десятилетия вызывают вопросы как у самих мам и пап, так и у тренеров:

– В советский период спорт был выстроен так, что в нем участвовали тренер и ребенок. Теперь же родители сопровождают ребенка везде, и встает вопрос: как тренеру и родителям не мешать друг другу, работать так, чтобы не путались роли? – задается вопросом соавтор пособия. – Оказывается, путаные роли в детском спорте – это действительно большая проблема. Зачастую родители взваливают на себя тренерские функции, не владея достаточной информацией о физиологии, психологии, развитии спортсменов. Не со зла – хотят как лучше. Но в итоге родители дают ребенку чрезмерные нагрузки и предъявляют завышенные требования, с которыми тот банально не справляется. Как итог – ребенок устает и просто бросает спорт, и не потому, что не способен что-то делать, а потому что не может прыгнуть выше предела возрастного развития.

– Плюс, для многих спорт обязательно должен быть профессиональным. Родители забывают о том, что для детей спорт – это в первую очередь эмоция, воспитание, он учит преодолевать проблемы и трудности. А профессиональный спорт начинается с 18 лет – до этого момента человека нужно дорастить, чтобы он стал зрелым, в том числе эмоционально, – говорит Мария Гутько. — Эта книга должна напомнить родителям, что они в первую очередь должны поддерживать ребенка, быть его надежным тылом. Также она призывает развиваться, читать и не стесняться обращаться к психологам.

– Книга призвана помочь родителям понять важные аспекты формирования личности, то, как они отражаются на результате, – добавляет Дарья Мельхер. – Есть много вопросов, которые, хотелось бы, чтобы родители понимали лучше: это вопросы мотивации, самооценки, самодисциплины, лени.

Необходимо понимать, что учебник – это не волшебный рецепт, после прочтения которого все вопросы и проблемы будут решены. По мнению его авторов, пособие может стать отличным началом для того, чтобы продолжить учиться правильному общению с детьми.

Презентация книги проходила в формате семинара: Мария Гутько и Дарья Мельхер постарались за полтора часа осветить те проблемы, которые могут возникнуть при воспитании спортсменов. Также Дарья и Мария осветили действительно огромный пласт важных нюансов. Например, психологи подняли вопрос мотивации и призвали не шантажировать детей любимым спортом.

«Манипуляция еще ни одному ребенку не приносила радости и не мотивировала к лучшему стараний. Если он любит хоккей, но при этом плохо учится — не говорите ему, что в наказание за учебу вы лишаете его хоккея. Эти манипуляции не привьют любви к учебе и могут привести к тому, что вами рано или поздно тоже начнут манипулировать».

Дарья Мельхер напомнила, что сравнивать своего ребенка с другими категорически нельзя. Основной акцент все равно должен приходиться на ребенка: нужно обращать его внимание на то, чему он научился, какой путь прошел.

Также психологи подняли достаточно больной вопрос – ругань во время матча.
– Конечно, когда они слышат с трибун резкую критику в свой адрес, то боятся и учатся не слышать вообще. Какой итог? Они выходят на лед и игнорируют не только родителя, но и тренера! – говорит Дарья. – Я часто становилась свидетелем того, как родители говорят детям: «Своей игрой ты меня позоришь». Так нельзя. Критикуйте так, чтобы ребенок знал, что вы его все равно любите, несмотря ни на что.

Также Дарья и Мария рассказали, как стоит мотивировать ребенка, как без упреков и крика показать ему, что вы действительно вкладываетесь в его увлечение. Родители могли задать любой вопрос и тут же получить на него исчерпывающий ответ.

– Было очень полезно пообщаться с психологами, а вопросы, которые они затрагивали, действительно актуальны, это 100%, – говорит Анна, мама юного хоккеиста. – Мне очень понравилось. До каких-то разделов на практике еще не добрались, потому что только пришли в хоккей. А вот тема с подсказами на тренировках очень актуальна, ведь иногда самой хочется что-то крикнуть своему ребенку. Но мы знаем, что на льду главный – тренер, и ему мешать нельзя. И в вопросе с похвалой и критикой мы думаем, что нам лучше хвалить, а уж тренер пускай указывает на ошибки. А так, в принципе, все было полезно и чувствовалось, что информация прямо для нас.
Семинар – не единственный из запланированных: подобные мероприятия проведут в 28 детско-юношеских спортивных школах среди наборов детей 2013, 2014 и 2015 годов рождения.

По материалам пресс-службы ХК «Динамо-Минск».