21 марта – Всемирный день людей с синдромом Дауна

«Синдром Дауна» – самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Поддержка ребенка с синдромом Дауна – это целый комплекс мероприятий, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Дети с синдромом Дауна («Солнечные дети») входят в категорию детей с ограниченными возможностями здоровья, вместе с тем, у них имеются большие возможности в развитии.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

Многие дети с синдромом Дауна посещают обычные детские сады и школы, где учатся читать и писать. Находясь среди типично развивающихся сверстников, «особый ребенок» получает примеры нормального, соответствующего возрасту, поведения.

Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои способности и таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания, как со стороны семьи, так и всего общества.

От успешного становления игровой деятельности зависит психическое здоровье и дальнейшее развитие любого ребенка, как с нормой интеллекта, так и ребенка с особенностями психического и физического развития, в частности ребенка с синдромом Дауна. У детей с синдромом Дауна имеется потенциал для развития игровой деятельности, при условии организации специального коррекционного обучения. Поэтому работу по формированию игровой деятельности детей с синдромом Дауна необходимо начинать с раннего детства.

Если дети сами не очень активно играются, что может быть в случае с синдромом Дауна, взрослым нужно брать инициативу в собственные руки. Им нужно показывать игрушки, объяснять, что с ними нужно делать, учить ролевым играм (водитель, доктор, повар в зависимости от типа игры). Такие игры для детей становятся частью образовательной программы.

Для того чтобы занятия проходили не только весело и эффективно, взрослым следует придерживаться правил:

1. Ребенок должен сидеть напротив, чтобы он смог повторить движения, хорошо видеть и слышать слова взрослого (мамы или педагога), а также, чтобы его можно было контролировать и поправлять. С ребенком нужно установить доверительные отношения, чтобы он смог сосредоточиться на игре, а не на изучении характера и внешнего вида взрослого.

2. Инструкция должна быть предельно простой, короткой, с чётко поставленными заданиями. Упражнения нужно делать шаг за шагом. Как можно больше показывать, и сопровождать речью.

3. Если ребенок не отвечает на вопрос, это совсем не означает, что он не знает. Просто нужно немного выдержать паузу, чтобы ребенок мог собраться с мыслями.

4. Заниматься нужно в комплексе – ребенок на слух может воспринимать информацию медленнее, но в обучении помогает зрительное восприятие, ощущение на ощупь. Поэтому нужно использовать картинку, игрушки, предметы быта.

5. Игры должны быть логически построены, с четким началом и концом. Если нужна большая нагрузка, ее нужно давать не за счет усложнения игры, а за счет смены простых игр. В игровом процессе должна быть подвижность, элементы юмора, в веселой обстановке ребенок не просто себя лучше чувствует, он может приложить больше усилий, не уставая.

6. Важна частота и регулярность занятий. Приветствуется помощь советом или практической помощью в постановке рук, правильном направлении движений. Задание должно иметь логический конец, даже если потребуется посторонняя помощь – так дети учатся доводить начатое до конца.

7. Если ребенок не справляется с игрой, не нужно усердствовать, нужно предложить что-нибудь более простое, или более интересное, а сложные игровые задания можно предложить повторно, когда малыш получит необходимые навыки и знания. Ребенок должен получать удовольствие от игры, иначе это не будет игра, а рутина.

8. За успешное участие в игровом процессе, за конкретно выполненное задание нужно хвалить. На ошибки нужно указывать, но в формах, которые не будут способствовать неуверенности. Нужно говорить «ты обязательно сможешь» даже если не получается что-то сделать. Этому принципу человек будет следовать и во взрослой жизни, помня, что приложенные усилия никогда не будут напрасными.

9. Отказ от определенного занятия на старайтесь воспринимать как желание заниматься чем-то другим. Но работать нужно, отдых желательно сделать просто сменой вида занятия – с умственного переключаться на физическое и наоборот. Дети с синдромом Дауна должны заниматься намного больше обычных детей, чтобы достичь такого же уровня развития.

Родители не должны думать, что время игры с ребенком прошло бесполезно, и что он, играя, не приобретает каких-то знаний и навыков. Все как раз наоборот – именно игра является тем полем, где происходит наиболее значимая часть обучения.

Уважаемые взрослые, помните, обучая ребенка игре, мы улучшаем его возможности контакта со сверстниками, расширяем его знания об окружающем мире, расширяем его сенсорный опыт, что в конечном итоге сделает его более самостоятельным и независимым.

В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Оршанского района (ЦКРОиР) педагоги проводят занятия с детьми раннего возраста (от рождения до трех лет) с проблемами в развитии. Партнерское взаимоотношение педагогов и родителей помогает не только быстрее адаптироваться ребенку, но и способствует продолжению коррекционной работы родителями в домашних условиях. Педагоги консультируют родителей об индивидуальных особенностях ребенка и условиях, которые необходимы для его оптимального развития. Обучают их эффективным и доступным приемам взаимодействия с ребенком и способам ухода за ним.

А если у Вас возникли какие-либо вопросы, можно записаться на консультацию к специалистам ЦКРОиР по телефону 8 (0216) 56-23-62.

Л. ХУТСКАЯ, заместитель директора ЦКРОиР.
Е. НЕСТЕРОВА, педагог-психолог ЦКРОиР.
Фото носят иллюстративный характер.