Путешествуем по Смоленскому Поозерью. Увидеть ледниковые озера, покормить зубров и лошадей Пржевальского (+видео)

В 120 километрах от Смоленска раскинулся национальный парк «Смоленское Поозерье». Мы побывали в удивительно красивом крае, чтобы поделиться впечатлениями с вами – и, возможно, вдохновить на захватывающее путешествие.

Вместе с коллегами – журналистами и блогерами из Витебской и Смоленской областей – отправляемся в путь. Гид Михаил Ефимкин в красках рассказывает, кого и что нам предстоит увидеть совсем скоро. А мы в уме прикидываем, хватит ли морковки и яблок, которыми будем кормить зубров и лошадей Пржевальского. Да и мало ли кого еще из обитателей Поозерья встретим.

Только факты

Национальный парк «Смоленское Поозерье» был создан недавно – в апреле 1992 года. Расположен в северо-западной части Смоленской области, на территории Духовщинского и Демидовского районов.

По сути, Поозерье – это большой лес, в котором спрятались 35 красивых озер, не похожих друг на друга. Они появились после ухода Валдайского ледника. С северо-западной стороны Смоленщины он взрыл землю – образовались многочисленные холмы и овраги, а впадины заполнились талой водой. Самое крупное из ледниковых озер – Сапшо, а самое прозрачное – Чистик, его дно просматривается на 6 метров.

В лесах Поозерья запросто можно встретить и медведя, и кабана, и лису, увидеть бобровые хатки, редких краснокнижных животных и птиц. Поозерье обязательно заинтересует любителей пернатых, в нацпарке проводят соревнования по бёрдингу – наблюдению за птицами. Туристам предлагают пройтись по нескольким экологическим тропам.

В поселке Пржевальское – центре парка – работает мемориальный дом-музей Николая Пржевальского. Знаменитый путешественник жил здесь с 1882 по 1888 год.
В культурную программу можно включить посещение еще одного объекта в Пржевальском. Экспозиция музея партизанской славы рассказывает о боевых действиях партизанских отрядов на территории Смоленской области в годы Великой Отечественной войны.

Недалеко от поселка у озера Ржавец находятся останки древнерусского города Вержавска, разрушенного в XVII веке. В деревнях в нацпарке есть частные музеи: резьбы по дереву «Резные причуды», вернисаж «Наедине с деревом», музей бересты.

Спешим к зубрам

Путь от Смоленска до национального парка, казалось, займет пару часов – расстояние небольшое, особенно по российским меркам. На деле все по-другому. Делаем короткую остановку в поселке и с высокой лесной поляны любуемся самым большим озером Поозерья – Сапшо, или Байкалом в миниатюре, как назвал его Пржевальский.

На обрывистом берегу растет сосновый лес – ландшафт скорее напоминает Скандинавию.

Несколько минут релакса, фото на память – и снова в машину.
Скоро асфальтовая дорога сменяется проселочной грунтовой, по которой едем с черепашьей скоростью. Но разве это испытание для любознательных искателей приключений?! Тем более, впереди встреча с зубрами.


Огромные мохнатые красавцы появились в национальном парке в 2015 году, когда начали восстанавливать популяцию этих млекопитающих. На Смоленщине прописались зубры из Ярославского зоопарка, Орла, Московской и Гродненской областей. Несколько зубров родились уже в нацпарке – зубрятам дают имена на ‘см’: Смолка, Смурка.

Увидеть всех лесных гигантов нам не удалось – после карантина привитых зубров отпускают из вольера. Правда, жить в лесу хотят не все. Некоторые возвращаются в просторный вольер, где дважды в день в кормушке появляются овес, сено и другой корм. Для зубров, живущих на воле, засевают пшеницей, овсом и клевером подкормочные поля, оставляют там зерно, сено.

Кушают эти животные очень много, хватает и других расходов на содержание, поэтому в нацпарке действует проект «Усынови зубра». «Приемные родители» спонсируют содержание зубров. Имена усыновителей можно прочесть на табличках на вольере.


Нас встречает инспектор Виталий Зенковский. «Наш Ярик – его привезли из Ярославля, отсюда такое имя – греется на солнышке, – смотритель зубров знакомит нас с обитателями парка. – Он самый большой зубр в нашем парке, не захотел уходить в лес. В прошлом году из дикого стада пришла коровка, вот она бежит. Единорожку назвали Смуркой». Виталий для зубров словно заботливый папа. Стоило ему постучать по металлическому ведру – и Ярослав поторопился к кормушке. Следом пришла и Смурка, она прилично ниже Ярика.

Достаем морковку и яблоки, которыми любят полакомиться зубры. Виталий советует разломать угощение напополам и с открытой ладони кормить Ярика и Смурку, но очень аккуратно, чтобы зубры случайным взмахом головы не травмировали наши руки. У зубров прямые коровьи ресницы и шершавые языки. Кормить такую махину оказалось не страшно, укусить зубр не сможет.


Виталий замечает, что огромные зубры для человека не опасны: «Если будете гулять по парку и встретите зубра, не паникуйте и не убегайте. Они не агрессивны. Опасность могут представлять только во время гона или самка с новорожденным теленком. Увидели, уступили дорогу и пошли дальше. Зубр – самый большой зверь в лесном царстве, поэтому на него никто не нападает».

Зоопарк на Коревском подворье

Уезжать от зубров так быстро не хотелось. Но мы знали, что нас ждет еще много позитивных встреч. И следующая остановка – на семейном подворье Виталия Зенковского. Несколько лет назад он переехал из Санкт-Петербурга в смоленскую глубинку. У Виталия два высших образования, он хорошо владеет французским языком, занимался бизнесом в Питере. Но в какой-то момент словил себя на мысли, что занимается тем, что не нравится. И круто изменил свою жизнь.

Дома у Виталия и жены Елены живет целый зоопарк. Возле проселочной дороги пасутся две лошади – супруги предлагают устроить конную прогулку. Интересный факт: если вы оказались в лесу верхом на коне и встретились с дикими животными, то лесные обитатели попросту вас не заметят, пока вы не заговорите. Елена вспоминает встречу с лисой: «Она остановилась, когда увидела лошадь, и не спешила уходить. Стоило мне произнести слово, как лисичка убежала в лес. То есть человека на лошади звери не замечают, они видят перед собой только лошадь».

Когда мы решаем сделать фото с гнедой лошадкой, к нам подходит корова, ей тоже хочется попасть в кадр. Все животные совсем ручные и очень любят людей. Особенно приветливо хозяев и гостей встречает собака Чубакка. Пес породы зенненхуд любит обнимать сразу четырьмя лапами, главное – удержаться на ногах в этот момент. Еще две собаки тоже приветливы, но ведут себя куда скромнее.


На крыльце дома замечаем кошку с котятами-подростками.

«Это не все, у нас живут 15 котов, самых воспитанных пускаем в дом, остальные охраняют от мышей двор и сараи», – рассказывает хозяйка. И уходит в дом за самым необычным обитателем подворья.

В прошлом году рыболовы принесли в Корево травмированную чомгу, или большую поганку, – водоплавающую птицу, которая водится в лесах национального парка. Из-за травмы чомга не улетела на юг и стала полноправным членом семьи Зенковских. «Купаем ее в пруду, она плавает и ныряет, но идет обратно к нам, – Елена показывает лапы-лопасти, они не похожи на перепонки других водоплавающих птиц. – Людей не боится, идет к ним, может еще и клюнуть что-нибудь блестящее. Поэтому коты обходят ее стороной, птица пыталась клевать им глаза. Когда она возбуждена, то поднимает хохолок».

Женщина приносит рыбешку и дает ее чомге, птица моментально проглатывает ее.


Коревское подворье спряталось в лесной глуши. До цивилизации почти три десятка километров гравийки, а мобильную связь ловит в отдельных точках. И здесь ощущаешь умиротворенность и гармонию. Хозяева меняют мир к лучшему, планируют развивать экологический туризм и всегда рады гостям.

Редакция в глубинке

На обратной дороге в Пржевальское останавливаемся возле необычного сельского домика.

На табличке читаем: «Здесь в деревне Корево в партизанском соединении «Батя» летом 1942 года работала выездная редакция «Комсомольской правды».


За несколько месяцев работы в немецком тылу журналисты «Комсомолки» подготовили 12 номеров и 5 специальных выпусков общим тиражом 33 тысячи экземпляров.

Уникальные лошади

В поселке работает частный «Конный двор в Пржевальском». Туда мы и направляемся. В конюшнях можно встретить лошадей разных пород, есть и белоруска Рапунцель. Но нам не терпелось познакомиться с лошадьми Пржевальского.

Они живут в отдельном вольере рядом с конным двором. Обитатели азиатских степей и полупустынь появились в Смоленском Поозерье в 2014 году, когда из Орловской области привезли двух жеребцов.

Лошадь Пржевальского – это подвид дикой лошади, обитающей в Центральной Азии. Она была открыта Николаем Пржевальским во время экспедиции в Тибет в 1879 году. В Китае русскому исследователю подарили череп и шкуру лошади, застреленной неподалеку от российско-китайской границы. Зоологи установили, что это останки дикой лошади, которая и была названа в честь Пржевальского.

Малая родина Никулина

На обратном пути из Смоленского Поозерья можно заглянуть в Демидов. Это малая родина известного актера Юрия Никулина. В Демидове семья жила до 1925 года, пока не перебралась в Москву. Сейчас в Демидове можно остановиться в доме-музее Юрия Никулина. Здание не аутентичное, а перестроенное. На втором этаже дома есть 5 комнат для гостей, которые сдаются.

Марина СЕМАШКО.
Фото автора.

Видео И. КОСИНЕЦ.

Справка «АГ»

Пресс-тур в Смоленское Поозерье состоялся в рамках второго сезона проекта для журналистов и блогеров белорусско-российского приграничья «Медиаплатформа». Его реализует Смоленский центр развития журналистики за счет средств Фонда президентских грантов.