Что сделано таможенными органами Беларуси для стимулирования предпринимательской активности и развития экономики государства

В условиях санкционного давления, оказываемого со стороны недружественных стран, в том числе на Республику Беларусь, одной из основных задач, стоящих перед экономикой государства в целях ее развития, является стимулирование предпринимательской активности. В этой связи таможенными органами Республики Беларусь также предпринимаются определенные шаги, направленные на достижение указанной цели.

Большое значение в стабилизации экономической ситуации имели меры экономической поддержки субъектов хозяйствования, принятые как на уровне национального законодательства, так и на наднациональном уровне на площадке Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК).

Так, в 2022 году на уровне ЕЭК был утвержден перечень мер по повышению устойчивости экономик государств — членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), ознакомиться с которым можно на сайте ЕЭК.

В результате принятия ряда ключевых мер экономической поддержки осуществлено:

1. снижение ставок ввозных таможенных пошлин и предоставление тарифных льгот в отношении товаров критического импорта.
В 2022 году принято:

  • 17 решений Совета ЕЭК, предусматривающих освобождение от ввозных таможенных пошлин товаров продовольствия, сельского хозяйства, промышленности, информационных технологий и других отраслей;
  • 36 решений по корректировке ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС, утвержденного Решением Совета ЕЭК от 14.09.2021 № 80, в сторону уменьшения, в том числе «обнуления», в отношении 1600 товаров критического импорта. Республика Беларусь выступила инициатором по 6 решениям, и со-инициатором по 4 решениям;

2. расширение случаев отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей:

  • таможенной пошлины в соответствии с Решением Совета ЕЭК от 15 апреля 2022 г. № 75 «Об определении основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин без уплаты процентов» — предоставляется при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС системообразующими и (или) градообразующими предприятиями, которым в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС оказывается поддержка в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств-членов;
  • налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в Республике Беларусь в соответствии с постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 04 июля 2022 г. № 441 «Об отсрочке или рассрочке уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость» и от 21 ноября 2022 г. № 805 «Об отсрочке или рассрочке уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость»;

3. принятие Указа Президента Республики Беларусь от 24 августа 2022 г. № 298 «О налогообложении», в который по инициативе Государственного таможенного комитета были включены нормы, согласно которым на период до 01.01.2024 установлена возможность предоставления отсрочки по уплате НДС, в том числе в отношении товаров, выпущенных до подачи декларации на товары, и фактически предоставлено освобождение плательщиков от уплаты процентов за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой по уплате таможенных пошлин, НДС;

4. принятие по инициативе Государственного таможенного комитета Указа Президента Республики Беларусь от 01 августа 2022 г. № 264 «О реструктуризации таможенной задолженности», согласно которому предусмотрена возможность поэтапного погашения таможенной задолженности в течение срока до 1 года;

5. упрощение порядка представления сертификатов о происхождении товаров в целях упрощения получения тарифных преференций и подтверждения непреференциального происхождения товаров.

По материалам Витебской таможни.