Воспоминания об отце

Как-то, разбирая семейный архив, я наткнулся на военный билет и трудовую книжку своего отца – Фёдора Тимофеевича Юранова, 1904 года рождения, уроженца д. Еремеевщина Дубровенского района, выходца из многодетной крестьянской семьи. В скупых строчках официальных документов – биография активиста, труженика, участника освободительного похода в Западную Белоруссию, бойца-пулемётчика советско-финской войны.

В 12 лет он остался без отца (погиб в Первую мировую войну) и с того времени стал главой семьи. Фёдор Тимофеевич был хорошим плотником. Всю мебель делал своими руками. Не зная нотной грамоты, самостоятельно научился играть на гармони, мог отремонтировать и настроить любые музыкальные инструменты. По заказу Фёдора Тимофеевича тульские мастера изготовили для него именную гармонь, которая и сегодня звучит в нашем доме.

Ещё одним увлечением отца было пчеловодство. Он любил пчёл самозабвенно, считал их самыми умными и трудолюбивыми существами. Уже будучи пожилым человеком, не имея сил вывозить ульи на пасеку, отец тратил значительную часть своей скромной пенсии, чтобы подкормить крылатых тружениц.

До Великой Отечественной войны он работал на ткацкой фабрике «Днепровская мануфактура» мастером по наладке станков. Руководство высоко ценило его, портрет моего отца постоянно украшал Доску почёта, чем гордилась наша семья. С началом войны отцу был поручен демонтаж станков и вывоз их на Восток. С этой задачей он успешно справлялся, но под г. Смоленском попал в окружение. Фёдору Тимофеевичу удалось бежать из фашистского плена, что впоследствии дорого обошлось нашей семье. Кто-то из недоброжелателей сообщил фашистам о его прошлой деятельности – наша семья оказалась в лагере «Освенцим».

По характеру отец был оптимистом, и верой в лучшее он «заражал» нас. С матерью они жили очень дружно. Всегда поддерживали друг друга, этому учили и детей. Все возникающие споры решали без нашего участия. Нецензурная брань в доме была под запретом. Физические наказания не приветствовались. Отец никогда не ругался и не повышал голоса, но его слово было законом. Он не терпел обмана, лености, непослушания матери, главным для нас были труд и уважение к старшим. В семье было принято называть родителей на «Вы». Эта привычка сохранилась у нас на всю жизнь.

Фёдор Тимофеевич Юранов был таким же, как и многие его сверстники, на долю которых в бурный и неспокойный двадцатый век выпали войны, революции, ГУЛАГи, концлагеря. Жаль, что только с уходом родителей из жизни мы начинаем понимать, что многое не ценили, часто были несправедливы и невнимательны и как мало хорошего сделали для них…

В. ЮРАНОВ,

житель г. Орши.

Добавить комментарий