Воспоминания ребенка войны: «Однажды эсэсовцы столкнули меня с лестницы и натравили овчарку»

Судьба всегда была благосклонна к нашей семье. Пройдя через горнило Великой Отечественной войны, три лагеря, мы все остались живы, хотя каждый из нас мог погибнуть в любую минуту, как погибали тысячи людей.
Один из таких моментов был, когда наша семья находилась в одном из концлагерей в Германии. Чтобы как-то помочь своим родителям, у которых от постоянного недоедания и каторжного труда уже совсем не было сил, я подлез под колючую проволоку и отправился в соседнюю деревню собирать милостыню. В лагерь я принёс около 4 кг продуктов. Радости не было предела, после двух-трех таких походов моему примеру последовали и другие дети. Однажды эсэсовцы столкнули меня с лестницы и натравили овчарку. Сбитый с ног, лежа на земле, свернувшись калачиком, худыми ручонками я, как мог, защищал шею от злобного пса. Не знаю, чем бы все это закончилось, если бы не местные жители. Они отбили меня у разъяренной собаки, перевязали покусанные руки и ноги, собрали в торбочку разбросанные куски хлеба и картофель. Больше родители меня никуда не пустили.
Второй эпизод произошел ранней весной 1945 года, когда я, помогая родителям грузить разрезанные на части самолеты, нечаянно повредил бровь над левым глазом, что привело к большому нарыву, который требовал хирургического вмешательства. В условиях лагеря сделать это было невозможно, можно было потерять зрение или умереть от общего заражения крови. Моей маме долго пришлось просить коменданта лагеря дать направление в ближайшую клинику, которая находилась в г. Хайльбронн в 18 км от нашего лагеря. Через пару дней была сделана необходимая операция, кстати, проводилась она без анестезии. На следующий день за мной приехала мама, и мы поездом уехали обратно в лагерь. Вскоре начался массированный налёт американской авиации на этот город. Бомбежка продолжалась всю ночь, и город фактически был стёрт с лица земли…
Когда Западный фронт был совсем близко, нас погнали на юг Германии. Почти за месяц было пройдено свыше 500 км. Завершилось наше путешествие на р. Дунай у г. Ульма. Накануне освобождения американскими войсками один из конвоиров через переводчика сообщил узникам, что поступил приказ ночью в лесу расстрелять всех узников лагеря.
Взрослыми было принято решение: когда потемнеет, убегать. Сколько человек было убито, нам неизвестно. Но нашей семье было суждено выжить – мы спрятались в стоге сена около одной дороги. Возможно, помогла иконка Божьей Матери, с которой в то время не расставалась мама.
Таких эпизодов в жизни нашей семьи было немало.

В. ЮРАНОВ,
г. Орша.

Добавить комментарий