Вторая смена: как организовать время?

Многие родители воспринимают учебу детей во вторую смену как настоящее мучение. Еще бы, ведь сразу появляется масса вопросов. Поел ли ребенок дома перед школой? Выключил ли электроприборы, уходя из квартиры, и закрыл ли на ключ входную дверь? Как ребенок самостоятельно доберется до учреждения образования? Да и самим ребятам не так уж и просто настроиться на непривычное обучение во вторую смену, которое порой отрицательно сказывается на детском здоровье. Как ученику организовать время, чтобы день проходил плодотворно, и когда лучше делать домашнее задание, чтобы избежать переутомления, помогли разобраться медработники, учителя и психологи Оршанщины:

фото М. Семашко

фото М. Семашко

Ирина Белясова, врач-гигиенист отделения гигиены детей и подростков ГУ «Оршанский зональный центр гигиены и эпидемиологии»:
– На новый режим школьнику следует переходить постепенно, это снизит стресс для детского организма. Не разрешайте ребенку спать до обеда, ведь у ученика должно быть время, чтобы привести себя в порядок после сна, покушать, выполнить домашнее задание, собраться в школу.
Согласно санитарным нормам и правилам «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденным Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь №206 от 27.12.2012 года домашние задания в учреждениях образования должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения во 2-м классе – до 1,2 часа, 3-4 классах – 1,5 часа, 5-6 классах – 2 часов, 7-8 классах – 2,5 часа, 9-11 классах – 3 часов.
Татьяна Шидловская, педагог-психолог СШ №17:
– «Второй смены в школе быть не должно», – в один голос утверждают врачи, педагоги, родители. Но в некоторых учреждениях образования из-за большого количества учеников организована учеба в две смены. И главное здесь – режим дня. Ученик, который занимается во вторую смену, должен вставать не позднее 8 часов. До завтрака в течение 30 минут ребенок застилает постель, умывается, одевается. Выполнять домашнее задание необходимо с 9.00 до 11.00. После 25-30 минут работы желательно устраивать 5-10 минутные перерывы, во время которых учащиеся выполняют несколько простых физических упражнений. При более продолжительных домашних занятиях у ребенка снижается работоспособность, и это отрицательно сказывается на качестве выполнения задания. После выполнения домашних уроков – занятия по собственному усмотрению (просмотр телевизионных передач, работа по дому и т. д.). Это время можно провести и на свежем воздухе. Перед уходом в школу ученик обязательно должен пообедать. По возвращении из школы сразу делать уроки не стоит. Вечернее время после ужина подходит для творческой деятельности, занятий любимым делом. Продолжительность ночного сна зависит от возраста. Например, учащиеся 6 классов должны ложиться спать не позднее 22 часов. Это необходимо строго соблюдать, так как недосыпание часто служит причиной возникновения детских неврозов.
Наталья Диденок, заместитель директора по учебной работе гимназии №2, учитель начальных классов:
– Я более 25 лет работаю с детьми младшего школьного возраста, и чаще всего родители воспринимают вторую смену в штыки. Мамы и папы жалуются, что дети устают после уроков, а утром не успевают делать домашние задания, посещать кружки и секции, играть с друзьями. Но не нужно отчаиваться. Опытный учитель всегда посоветует родителям оптимальный распорядок дня. Во второй смене есть и свои преимущества. Например, учащиеся лучше высыпаются, особенно это важно зимой, когда подъем приходится на темное время суток. Ребята выполняют домашнее задание на свежую голову. У большинства детей мозг активнее работает в первой половине дня, поэтому делать уроки с утра гораздо эффективнее. Кроме того, ребенок быстрее осваивает навыки самостоятельности, учится собирать портфель без посторонней помощи, одеваться и т. д. Вечером, как правило, малышей встречают родители. Поэтому дорогу из школы домой можно воспринимать как вечернюю прогулку.
Елена Струкова, заведующий педиатрическим отделением №2 детской поликлиники №2 УЗ «ОЦП»:
– С медицинской точки зрения, во время обучения во вторую смену крайне не рекомендуется делать все домашние уроки после школы, по вечерам. Толку от таких занятий не будет никакого, ведь организм ребенка перегружен так же, как и мозг школьника. После ужина и небольшого отдыха, где необходима помощь родителей, можно сделать одно-два самых сложных письменных задания, а на утро оставить простые уроки. Вот основные правила, которых должны придерживаться мамы и папы, составляя расписание ученику, обучающемуся во вторую смену: полноценное, здоровое и разнообразное питание; сон не менее 9-10 часов в сутки; умеренная помощь во время подготовки домашних заданий; обязательные ежедневные прогулки на улице, активные игры. И еще, родителям обязательно необходимо контролировать время, проведенное ребенком за мобильным телефоном, компьютером, планшетом и т. д.
Надеюсь, эти рекомендации специалистов помогут родителям и детям адаптироваться к обучению во вторую смену. А внимание, забота и любовь со стороны мам и пап помогут преодолеть все временные трудности.

Анна БОРИСОВА.

Добавить комментарий