Новое в оплате коммунальных услуг

31 декабря 2015 года Глава государства Александр Лукашенко подписал Указ №535
«О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» и Указ №536 «О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь». Прокомментировать нововведения мы попросили заместителя генерального директора КУП «Оршакомхоз» Сергея Прокопенко:

Что изменится

Нажмите на изображение, чтобы увеличить его

– Указ №535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» предусматривает изменения в порядке оказания жилищно-коммунальных услуг и раскрывает содержание самой непрозрачной жилищно-коммунальной услуги «техническое обслуживание». Понятие «техническое обслуживание» теперь включает работы по поддержанию в исправном состоянии конструктивных элементов здания, инженерных систем, обеспечение установленных параметров и режимов их работы (за исключением лифтов), подготовку жилых домов к эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Иными словами, в перечне остались те виды работ, которые непосредственно оказывают влияние на техническое состояние здания и не могут быть выполнены самими жильцами. Согласно указу №535 возмещение затрат на техобслуживание жилья вырастет почти до 80% без роста стоимости услуги.
Предусматривается переход на дифференцированные тарифы в зависимости от комфорт-
ности дома, его этажности. В частности, оплата лифтов с 1 января 2016 года привязывается к площади квартиры. Плата за электроэнергию, потребляемую лифтами при работе, будет взиматься в зависимости от количества проживающих. При этом жильцы первых этажей не будут платить ни за техобслуживание лифта, ни за потребляемую им электроэнергию.
В соответствии с документом из термина «техническое обслуживание жилого дома» выведены уборка придомовой территории, ремонт усовершенствованных покрытий проездов и проходов, а также уход за зелеными насаждениями. Все эти работы будут оплачиваться из местных бюджетов.
Кроме того, пересмотрен и уточнен перечень основных жилищно-коммунальных услуг, который отныне включает техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты, санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома, горячее водоснабжение (подогрев воды), холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение (отопление), техническое обслуживание лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Указ предоставляет возможность перейти с централизованного теплоснабжения жилищного фонда граждан на индивидуальное отопление в случаях, когда первый вариант экономически невыгоден. Документом регламентирован порядок такого перехода. Он будет проводиться за счет бюджета, что позволит снизить расходы местных бюджетов, повысить экономию топливно-энергетических ресурсов, а также осуществить передачу тепловых сетей и объектов наружного освещения энергоснабжающим организациям, – отмечается в документе.
Кроме того, указом №536 от 31 декабря 2015 года внесены поправки в действующее законодательство, предусматривающие повышение ответственности председателей товариществ собственников, организаций застройщиков. Ужесточаются требования к их профессиональной квалификации, расширяются полномочия местных органов власти по применению мер воздействия к недобросовестным председателям, исключается возможность принятия решений меньшинством собственников вопреки интересам большинства.
– Сергей Николаевич, в редакцию «Аршанскай газеты» пришло письмо от жителей района «Черемушки». Они просят разъяснить, почему плохо убираются подъезды домов №3, 5, 7 по ул. Якубовского, спрашивали, когда следует мыть лестничные площадки, подметать и т. д. Что по этому поводу говорится в документе?
Санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома и их освещение (это такие виды работ, как уборка мест общего пользования, уборка и поддержание чистоты вспомогательных помещений, например, лифтовых холлов, лестничных клеток, подвалов, уборка и поддержание порядка придомовой территории) выделяется в самостоятельную услугу, оплачивать которую потребитель будет отдельно. Но жильцы дома (подъезда) могут влиять на стоимость и качество данной услуги. Если не устраивает периодичность и качество работы, выполняемой обслуживающей организацией, то потребитель может обратиться в эксплуатирующую организацию жилищно-коммунального хозяйства (заказчику) с просьбой заменить поставщика данной услуги.
Заказчик от имени потребителя проведет конкурс по выбору нового поставщика услуг, заключит договор, в котором будут оговорены все пожелания потребителей (это может быть соблюдение минимальных санитарных требований (периодичность уборки определяется требованиями Санитарных норм и правил) или ежедневное мытье лестниц, лифтов и окон с шампунем) с указанием соответствующей платы. Либо жильцы могут принять решение самостоятельно убирать места общего пользования, тогда плата за эту услугу не будет появляться в счет-извещениях. Если выбор сделан в пользу самостоятельной уборки подъезда, но при этом она не осуществляется, подъезд не оставят неубранным – cанитарное состояние вспомогательных помещений будет контролироваться Центром гигиены и эпидемиологии района. Решение об уборке подъезда в этом случае также примет заказчик.
Кстати, все факты вандализма в подъезде будут устраняться в рамках текущего ремонта за счет самих жильцов, так что желание поддерживать общее имущество в надлежащем порядке сэкономит семейный бюджет.
Плата за освещение мест общего пользования также будет зависеть от решения жильцов, которые могут оплачивать круглосуточное освещение, а могут установить акустические датчики, светодиодные лампы для экономии электроэнергии.
Не забываем о том, что лифт – такое же общее имущество, как и подъезд, стены, крыша. Следовательно, плата за его обслуживание должна быть пропорциональна доле в праве на общее имущество.
Сейчас плата за лифт зависит от количества граждан, зарегистрированных в квартире, и не отражает реальных затрат на техническое обслуживание. Например, в доме могут быть жилые помещения, где зарегистрирован один человек, а реально проживают четыре (в случае сдачи квартиры внаём). Постоянные жильцы справедливо возмущаются: «Мы платим, так как зарегистрированы, а арендаторы пользуются, но не платят». Указ восстанавливает справедливость.
Теперь услуга «техническое обслуживание лифта» предусматривает плату не только за его исправное техническое состояние, но и за энергию, затраченную на его движение. Учитывая то, что лифт всегда должен находиться в технически исправном состоянии независимо от того, есть жители в доме или нет, плата за содержание общего имущества (ТО лифта) будет взиматься со всех соразмерно занимаемой площади, в т. ч. с пустующих квартир. Плата за электроэнергию, потребляемую лифтом при работе, то есть, когда им пользуются непосредственно проживающие, будет взиматься ежемесячно в зависимости от количества граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилых помещениях.

Подготовила Людмила МАРШАЛОВИЧ.

Добавить комментарий