Мониторинг

25.03.16 «Стоп — коррупция!»

Во исполнение поручений Президента Республики Беларусь Генеральной прокуратурой разработан проект Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», который 15 июля 2015 года подписан Главой государства и вступил в силу 24 января 2016 года. В Закон внесен ряд концептуальных изменений и дополнений.

Так, Законом предусмотрен запрет на прием на государственную службу лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления против интересов службы, либо сопряженные с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. В нем содержатся основания отказа в назначении на должности руководящих работников, приеме на государственную службу, уволенных по дискредитирующим основаниям. Предусмотрено ограничение права совершивших преступления должностных лиц на пенсионное обеспечение.

Расширен перечень сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию должностными лицами, занимающими ответственное положение, а также лицами, назначенными на должность путем избрания. В связи с принятием этой нормы Закона должностные лица названной категории будут обязаны указывать пояснения об источниках и размерах доходов, за счет которых в декларируемый период приобретено или получено во владение, пользование имущество, указанное в декларации о доходах и имуществе.

Впервые в национальное законодательство введены нормы, позволяющие изъять стоимость имущества и расходов должностного лица, явно превышающую доходы, полученные из законных источников. Под явным превышением стоимости имущества и иных расходов над доходами, полученными из законных источников, следует понимать превышение, составляющее не менее 25 процентов от доходов, полученных из законных источников.

Законом усилена административная ответственность за нарушение порядка проведения процедур государственных закупок (статья 11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Названная статья дополнена частью 5, предусматривающей ответственность за нарушения законодательства о государственных закупках, совершенные повторно и (или) повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств, либо иные негативные последствия, в виде штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин, то есть максимальный размер штрафа увеличен в 2 раза.

В новой редакции изложена норма, предусматривающая обязанность руководителей государственных органов, иных организаций привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших ограничения, предусмотренные настоящим Законом, к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Законом сужен круг лиц, которым запрещено работать по совместительству в других организациях. Согласно ранее действовавшему Закону руководителям даже низшего звена запрещено выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с выполнением трудовых обязанностей. Названное ограничение в настоящее время распространено лишь на государственных служащих, военнослужащих и сотрудников, проходящих службу в военизированных организациях, а также на руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.

Статья 18 Закона, касающаяся ограничений по совместной службе в государственных органах и организациях супругов, близких родственников и свойственников, изложена в новой редакции.

Перечень коррупционных правонарушений, закрепленных в статье 37 Закона, дополнен правонарушением, предусмотренным статьей 10.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях — мелкое хищение путем злоупотребления служебными полномочиями.

Новую часть содержит и статья 39 Закона, которой гарантирована выплата вознаграждения и получение других выплат, физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, в случаях и порядке, определенных Советом Министров Республики Беларусь.

Заместитель Оршанского транспортного прокурора советник юстиции С.В. Маленков

Состояние законности на поднадзорных Оршанской транспортной прокуратуре предприятиях Минского отделения Белорусской железной дороги в 2015 году, а также причины и условия, способствовавшие преступлениям.

Оршанским транспортным прокурором проанализировано состояние законности на расположенных в регионе поднадзорных предприятиях Минского отделения Белорусской железной дороги в 2015 году, а также причины и условия, способствовавшие преступлениям.

В истекшем году на предприятиях и в поездах Минского отделения дороги совершено 26 преступлений (в 2014 г. – 21), в том числе 8 краж, 2 грабежа, одно умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения, по 4 факта незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и порчи имущества, по 3 факта использования поддельных документов и служебного подлога, одно сопротивление работнику милиции.

В прошедшем году имело место уголовно-наказуемое хищение  неустановленным лицом из складского помещения Оршанской дистанции гражданских сооружений кабеля стоимостью 35 908 700 рублей, принадлежащего Оршанской дистанции электроснабжения, который являлся не поставленными на учет излишками, созданными должностными лицами дистанции электроснабжения. Причинами и условиями, способствовавшими хищению, явились непринятие кабеля на учет в дистанции электроснабжения и необеспечение дистанцией гражданских сооружений его сохранности.

В прошедшем году выявлено 3 преступления против интересов службы, предусмотренные ч.1 ст.427 УК (служебный подлог), совершенные работниками Оршанской дистанции электроснабжения. Так, должностные лица дистанции, с целью сокрытия фактов повреждения при производстве работ кабеля, сокрытия фактов создания его излишков, вносили заведомо ложные сведения в материальные отчеты.

Причинами, способствовавшими совершению указанных преступлений, явились желание названных должностных лиц скрыть недостатки и упущения в работе, избежать материальной и дисциплинарной ответственности, отчитаться о выполнении доводившихся показателей, а условиями – низкий уровень трудовой, технологической и производственной дисциплины, отсутствие надлежащего контроля со стороны членов комиссии дистанции по списанию товарно-материальных ценностей.

Имели место 4 уголовно-наказуемых факта порчи имущества отделения дороги, один их которых раскрыт. Так, в июне 2015 г. неустановленное лицо нанесло циничные надписи на железнодорожных мостах, расположенных на перегоне ст.Орша-Восточная – ст.Червино, причинив ущерб 8 952 289 рублей. 06 ноября 2015 г. неустановленное лицо повредило информационную табличку и шиферное обрамление навеса крыши о.п. Перевалочный, причинив ущерб 1 253 294 рубля. 04 ноября 2015 г. двое несовершеннолетних повредили металлический навес о.п. Нарцизово, а также 4 предельных столбика и переездной светофор на железнодорожном переезде   перегона ст.Толочин – ст.Славное, причинив ущерб 1 513 482 рубля. Уголовное дело в отношении несовершеннолетних по ст.341 УК (порча имущества) направлено в суд. В интересах отделения дороги прокурором заявлен иск о взыскании с виновных причиненного ущерба на указанную сумму.

Значительную часть преступлений в регионе составляют хищения личного имущества граждан. В поездах Минского отделения дороги совершено 2 хищения, на вокзалах – 4. Причинами и условиями, способствовавшими совершению этих преступлений, явились нетрезвое состояние преступников и потерпевших в момент совершения хищений, безразличие потерпевших к сохранности своего имущества. Так, 23 августа 2015 г. ранее неоднократно судимый С., находясь в состоянии алкогольного опьянения в кафе «Карчма пры дарозе», расположенном в Оршанском железнодорожном вокзале, у посетителя данного кафе, также находившегося в состоянии опьянения, похитил рюкзак с имуществом, стоимостью 6 523 100 рублей. 17 ноября 2015 г. неустановленное лицо, следуя в поезде региональных линий Минск-Орша, тайно похитило оставленный без присмотра К. пакет с имуществом на 1 492 600 рублей. 21 ноября 2015 г. Р. оставила без присмотра на стойке возле билетных касс Оршанского железнодорожного вокзала мобильный телефон, чем воспользовался неустановленный преступник и похитил его.

 С.В. Маленков, заместитель Оршанского

транспортного прокурора советник юстиции.

Исполнение в Оршанском транспортном регионе требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

В регионе, на пяти предприятиях железнодорожного транспорта, согласно требованиям Декрета Президента Республики Беларусь №18 от 24 ноября 2006 года «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» трудоустроено 8 лиц (станция Орша – 2, локомотивное депо – 2, дистанция гражданских сооружений – 2, дистанция защитных лесонасаждений – 1, вагонное депо – 1), обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Их задолженность перед государством составляет свыше 165 млн. рублей. В 2015 г. данными лицами совершено 367 прогулов, из них работником Оршанского вагонного депо С. 160 прогулов, станции Орша Ш. и Х. 82 и 62 прогула соответственно, дистанции защитных лесонасаждений Р. 57 прогулов, дистанции гражданских сооружений П. 6 прогулов. Факты совершаемых обязанными лицами прогулов свидетельствуют о необходимости улучшения с ними воспитательной и профилактической работы.

При осуществлении постоянного надзора за исполнением требований Декрета, указанные лица официально предупреждались прокурором о недопустимости его нарушения и уклонения от явки на работу.

Прокурором, в январе 2016 г. начальнику Минского отделения Белорусской железной дороги направлена информационная записка о результатах анализа причин и условий, способствующих нарушениям законности на предприятиях Оршанского транспортного региона в которой предложено на каждом предприятии, где работают обязанные лица, разработать мероприятия по воспитательной и профилактической работе с ними, задействовать для работы с ними потенциал трудовых коллективов, профсоюзных организаций, общественных формирований, идеологических и кадровых служб.

С.В. Маленков, заместитель Оршанского

транспортного прокурора

советник юстиции

Состояние законности на поднадзорных Оршанской транспортной прокуратуре предприятиях Минского отделения Белорусской железной дороги в 2015 году

В соответствии с координационными планами надзорной (контрольной) деятельности прокуратурой в 2015г. проведены проверки в дистанции пути, локомотивном и вагонном депо. По результатам указанных проверок, а также проведенных анализов и мониторингов соблюдения законодательства, прокурором начальникам дистанций сигнализации и связи, пути, защитных лесонасаждений, гражданских сооружений, станции Орша, локомотивного и вагонного депо внесены представления об устранении нарушений требований Директив Президента Республики Беларусь №№ 1-3, законодательства о безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта, законодательства, направленного на предотвращение актов незаконного вмешательства в транспортную деятельность, об обращениях граждан и юридических лиц, сохранности собственности, охране труда и противопожарной безопасности, об охране природы и жилищного законодательства.

Прокурором вынесено 10 предписаний об устранении нарушений законодательства, в том числе начальнику дистанции защитных лесонасаждений об основах административных процедур, начальнику  дистанции гражданских сооружений об охране природы, сохранности собственности, об охране историко-культурного наследия, директору культурно-спортивного центра, дистанций сигнализации и связи, электроснабжения, станции Орша о пожарной безопасности. 12 должностных лиц прокурором официально предупреждены о недопустимости нарушения законодательства о безопасности движения, законодательства, направленного на предотвращение актов незаконного вмешательства в транспортную деятельность, об охране природы, пожарной безопасности и охране труда, в том числе главный инженер дистанции сигнализации и связи Т., главный инженер дистанции пути П., бывший главный инженер дистанции электроснабжения П. и заместитель начальника станции Орша Г. за нарушение пожарной безопасности. К дисциплинарной ответственности за нарушения законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта, об обращениях граждан и юридических лиц, сохранности собственности, трудового и природоохранного, законодательство, направленного на предотвращение актов незаконного вмешательства в транспортную деятельность, по требованию прокурора привлечено 35 человек, в том числе заместители начальника станции Орша Г. и К. за нарушение законодательства, направленного на предотвращение актов незаконного вмешательства в транспортную деятельность, главный инженер дистанции защитных лесонасаждений Р. за нарушение законодательства о пожарной безопасности, заместитель начальника дистанции гражданских сооружений К. за нарушение законодательства о качестве обслуживания пассажиров. К административной привлечено 18 человек, в том числе главный инженер дистанции защитных лесонасаждений Р. за нарушение законодательства о пожарной безопасности, начальник станции Хлюстино Д. за нарушение законодательства о безопасности движения и эксплуатации транспорта.

О причинах и условиях, способствующих нарушениям законности, прокурором, в январе 2016 г. направлена информационная записка начальнику Минского отделения Белорусской железной дороги, в которой предложены конкретные меры, направленные на недопущение нарушений в дальнейшем.

 П.В. Дедюро, оршанский транспортный прокурор,

старший советник юстиции

Добавить комментарий