Концепция в действии

Принимаемые государством и обществом меры по становлению Республики Беларусь как правового государства содействуют укреплению правопорядка, более полному обеспечению прав и законных интересов граждан, повышению уровня правовой культуры населения.

Начиная с 2006 года, в Республике Беларусь отмечается устойчивая тенденция к сокращению преступности. Так, за последние 4 года общее количество преступлений сократилось на 22%, в том числе краж – на 20%, убийств – на 45%, хулиганств – на 60%. Вместе с тем, криминологические исследования практики назначения и исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности, досрочного освобождения от наказаний показывают их недостаточную исправительную и предупредительную эффективность, о чем свидетельствуют высокий уровень рецидива преступлений, неполное возмещение причиненного преступлениями ущерба (вреда), неэффективная социальная адаптация и реабилитация осужденных.

В связи с этим Указом Президента Республики Беларусь в конце 2010 года утверждена Концепция совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения.

Концепция разработана в целях оптимизации уголовных наказаний и иных мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, повышения эффективности исправительного и предупредительного воздействия наказаний и иных мер уголовной ответственности, обеспечения социальной справедливости при применении уголовных санкций, предупреждения преступности в современных условиях.

Основными задачами Концепции являются:

– совершенствование системы наказаний и иных мер уголовной ответственности в целях обеспечения их соответствия уровню социально- экономического развития государства, криминологической структуре и динамике преступности, в том числе рецидивной, социальной адаптации осужденных;

– повышение эффективности профилактики преступности; более широкое применение средств материального воздействия на лиц, совершивших преступления;

– оптимизация сроков наказания в виде лишения свободы в целях восприятия этого наказания обществом, потерпевшим и осужденным как достаточного и справедливого;

– дальнейшее расширение применения альтернативных лишению свободы видов наказаний и иных мер уголовной ответственности, усиления предупредительного воздействия отсрочки исполнения наказания, условного неприменения наказания, осуждения без назначения наказания;

– совершенствование института условно-досрочного освобождения от наказания для стимулирования осужденных к исправлению;

– обеспечение прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений, возмещение причиненного преступлениями ущерба (вреда), в том числе посредством внесудебного урегулирования конфликтов;

– совершенствование порядка исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности.

Концепция предусматривает расширение практики освобождения лиц, совершивших преступления, не представляющих большой общественной опасности, менее тяжких преступления, от уголовной ответственности в связи с привлечением к административной ответственности, утратой деянием общественной опасности, деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим;

– при назначении наказаний в полной мере использовать возможность назначения альтернативных лишению свободы видов наказаний и иных мер уголовной ответственности лицам, не представляющим опасности для общества, определения оптимальных сроков наказания в виде лишения свободы за преступления, не сопряженные с посягательством на жизнь и здоровье человека;

– учитывать при назначении наказаний в виде ограничения свободы и исправительных работ мотивацию лиц, совершивших преступления, на социальную адаптацию и реабилитацию. При этом назначать исправительные работы, как правило, лицам, имеющим на день постановления приговора постоянное место работы или принявшим меры к трудоустройству.

М. ВАСИЛЬЕВ,

старший помощник прокурора Оршанского района.

Добавить комментарий