ИЗ ИСТОРИИ КУТЕИНСКОЙ ЛАВРЫ В ОРШЕ

Орша является одним из древнейших городов Беларуси, возникшим в живописном месте слияния двух рек, Днепра и Оршицы. В записках русского купца, посетившего Оршу в XVI веке, упоминается город «на посаде семь церквей». Значительную роль в становлении православия на белорусских землях сыграли Свято-Богоявленский Кутеинский мужской монастырь и Свято-Успенский женский монастырь. Неоценим их вклад в развитие белорусской культуры, книгопечатания. Именно здесь появился первый белорусский букварь. Спиридон Соболь, Иоиль Труцевич, Афанасий Филиппович – это те славные имена, которыми гордится сегодня белорусская земля.

В XIX веке Оршу называли «белорусским Суздалем», город имеет многовековые христианские традиции. Особая роль в развитии духовности и культуры на Беларуси принадлежит, конечно, Свято-Богоявленскому Кутеинскому монастырю, который ещё называли лаврой. Отсюда, от Кутеинской лавры, берёт начало общежитейское монашество. Монастырь стал средоточием культурной жизни, при нём трудились искусные мастера: резчики по дереву, граверы, специалисты изразцового дела, чеканщики, иконописцы, книгопечатники. Кутеинские иноки несли в белорусские земли просвещение, сохраняли культурные и духовные традиции восточнославянского церковно-прикладного искусства.
Богоявленская соборная церковь, первый храм Кутеинского монастыря,  был построен в 1623-1635 годах и представлял собой величественный деревянный кресто-купольный храм. Стены храма были полностью расписаны клеевыми красками, внутри алтаря Богоявления Господня на стене за престолом – изображение Тайной вечери. Это описание росписей храма полностью сохранилось.
К сожалению, в 1891 году во время сильной грозы церковь была сожжена ударом молнии и спасена была только монастырская ризница.
Исторические материалы XIX века свидетельствуют об уникальности этого сооружения. Храм был в два этажа, в нижнем – усыпальницы со склепами, закрытые ныне, в двух открытых, по преданию, была пещерная церковь. Современное археологическое исследование, проведённое в монастыре, подтверждает наличие подземных помещений, высота которых составляет 2,8 метра. Потолки подвалов были сводчатыми, через арочные проёмы осуществлялся переход из одного помещения в другое. Многие местные краеведы указывают на наличие в подземных ходах Кутеинского монастыря многочисленных ниш, в которых находили саркофаги, украшенные искусной резьбой.
Подобные  пещерные церкви имеются в Киево-Печерской лавре. Ныне собранный исследовательский материал даёт картину, указывающую на уникальность этого древнего белорусского храма.
Построенная позже Свято-Троицкая церковь, ныне действующая, является тёплым храмом монастыря. Начало строительства – первая половина XVII века. Первоначально она была двухэтажной с нижним престолом во имя Рождества Христова, а верхним – во имя святого апостола Андрея Первозванного.

Продолжение читайте в «АГ» №98 за 24.08.13.

К. Нилов,
член правления Союза писателей Беларуси, член
президиума совета Витебской областной организации и председатель Оршанской городской организации
РОО «Белая Русь».

Добавить комментарий