Беспечность обходится дорого

Нарушения в области обеспечения безопасности движения поездов не являются на железнодорожном транспорте единственным очагом опасности для людей. Имеются и другие, не менее опасные зоны, которые таят угрозу здоровью и жизни человека. Темп жизни высок. И люди все время куда-то спешат и, как ни странно, лезут под колеса стоящих на станциях вагонов, вместо того, чтобы подняться на переходной мост или пройти через пути в установленных местах. Они ходят по рельсовой колее, выскакивают из вагона на ходу и т. д. Зачастую все это заканчивается трагически.

фото с сайта xpress.by использовано для иллюстрации

фото с сайта xpress.by использовано для иллюстрации

Под колесами поездов гибнет и травмируется людей во много раз больше, чем в крушениях и авариях. Неужели это обязательная расплата человечества за цивилизацию, технический прогресс? И вообще, что посторонние люди делают на стальных путях? Зона повышенной опасности!.. Это не просто слова, не попытка запугать кого-то, это реально действующий фактор. На обеспечение безопасности людей, борьбу с травматизмом (его называют непроизводственным) затрачиваются большие средства, осуществляются многочисленные меры для того, чтобы устранить или свести к минимуму такие несчастные случаи. В этих целях внедряются автоматика, телемеханика, электроника, новейшие средства связи. На станциях и разъездах строится все больше удобных для пользования посадочных платформ, сооружаются путепроводы, пешеходные мосты и тоннели, усиливается освещение. Железнодорожники совместно с территориальными органами власти ведут разъяснительную работу среди населения, издаются памятки, множится число указателей и плакатов. Предусматриваются и штрафные санкции к нарушителям, если их проступки не влекут судебной ответственности.

Напрашивается необходимость активизации разъяснительной работы среди родителей и в школах. Дети есть дети, они зачастую не осознают степени опасности. Летом подкладывают под колеса различные железки – экспериментируют, что с ними будет. Зимой катаются с откосов через железнодорожное полотно. А сколь трагически заканчивались попытки прокатиться на товарняке! Причем, запрыгнуть или выпрыгнуть с него надо на ходу, иначе не интересно. Как правило, такие «геройские» поступки заканчиваются несчастьем.

К сожалению, взрослые и сами нередко становятся жертвами поспешности и невнимательности. Среди травмированных более трети – это лица в нетрезвом состоянии. Снижение травматизма среди этой категории во многом зависит от уровня борьбы с пьянством. И, тем не менее, нам, железнодорожникам, не надо проходить мимо, увидев пьяного на путях. Всеми возможными способами следует выдворить его из опасной зоны.

Использовать в борьбе с этим злом следует все возможные формы и средства. Надо внушить человеку: ходить по путям крайне опасно, не надо, даже когда очень спешишь, играть с жизнью! Хождение по путям – прямая угроза безопасности движения поездов. Представляете, как себя чувствует локомотивная бригада, когда впереди на путях посторонние люди? Некоторые машинисты от нервного потрясения несколько недель не могут нормально работать. Каждый человек, даже не знакомый с механикой, хорошо знает, как трудно остановить тяжелый предмет, если он движется по инерции. А какая огромная сила нужна, чтобы остановить грузовой или пассажирский поезд, идущий на большой скорости! Состав грузового поезда весом 3-7 тысяч тонн, например, движется со скоростью 70-80 километров в час. Тормозной путь может иметь различную длину. У грузового – 800-1200 метров, а у экспресса при скорости 140-160 км/ч – полтора и более километра. В пути следования встречается густой лес, поезду приходится проходить по кривым участкам пути. Нередко машинист обозревает колею только на 200-300 метров.

И вот поезд выскочил из кривой или въехал в нее. А тут откуда-то появился человек, совсем рядом. Может ли машинист предотвратить наезд? И что может сделать человек, чтобы спастись? Хватит ли у него для этого времени и сил? Трудно не разделить негодование машиниста в таких случаях. Он должен быть всегда спокоен, уверен в благополучном исходе рейса. А тут какой-то растяпа на пути или автомашина на переезде, водитель которой пытается проскочить перед приближающимся поездом. Вот и гадай: видят ли они поезд? Успеют ли перейти или проскочить? Сойдет или не сойдет?

Несчастные случаи происходят и с пассажирами, которые пытаются вскочить в вагон на ходу поезда или выскочить из него до полной остановки. Нередко пассажиры спрыгивают с пассажирских платформ на рельсовые пути и попадают под поезд.

Наконец, еще об одной опасности для тех, кто находится вблизи пути, когда мимо проходит поезд. Правила поведения в поезде запрещают выбрасывать из вагонов мусор и какие-либо предметы. И не только потому, что это загрязняет железнодорожные пути. Выброшенные в окно или дверь вагона бутылки, банки и другие, даже сравнительно нетяжелые, предметы представляют большую опасность для людей, оказавшихся возле поезда. Нередко находящиеся у полотна железной дороги, главным образом молодежь, видят удовольствие в том, чтобы бросить что-нибудь в сторону проходящего поезда. Страдают при этом пассажиры или локомотивная бригада. Поэтому, если вы оказались возле железнодорожного пути, заблаговременно отойдите подальше. При этом есть и другая опасность, которой можно избежать, выполняя это правило. Из проходящего мимо вас грузового поезда могут случайно торчать куски проволоки, стоек или других предметов. Так что, самым крепким и надежным «забором» от несчастных случаев должно стать, прежде всего, наше сознание и понимание, что ничего не бывает печальнее того, когда из жизни уходит человек по глупости. Железная дорога – не путь для пешехода, не место для прогулок и детских забав. Казалось бы, прописная истина, и все же для отдельных групп людей она не стала правилом для сохранности здоровья и жизни.

П. ТЮТЮННИКОВ,

начальник Оршанской дистанции пути Минского отделения Белоруской

железной дороги.

Добавить комментарий