К 155-летию Белорусской железной дороги: история станции Орша

Развитие промышленности в России в начале XIX столетия диктовало требование развития железных дорог. Железные дороги имели перед другими видами транспорта экономическое преимущество: низкая стоимость и значительная скорость доставки пассажиров и грузов.

Вокзал станции Орша, конец ХІХ-начало ХХ века. Источник: history.rw.by/vokzaly/vokzal_orsha/

В ноябре 1871 года через Оршу пролегла железнодорожная линия Смоленск-Минск, приведшая к возникновению станции Орша и соответствующей железнодорожной инфраструктуры. Волею талантливых и принципиальных  российских инженеров главная и поныне железнодорожная линия Москва-Брест пролегла через Оршу, а город, благодаря возникновению железнодорожной станции, получил отличную шоссейную дорогу, вдоль которой начали быстро формироваться жилые массивы.

Таким образом,  к началу нового века станция Орша стала важным пунктом железнодорожного сообщения Москва-Брест,  имеющим достаточную перерабатывающую способность.

К концу 1902 года эту линию пересекла новая магистраль Витебск –Жлобин, в Орше появилась ещё одна станция. Строительство линии, проходящей по правому берегу Днепра, было начато  в 1900 году. А уже 24 декабря 1902 года (6 января 1903 года) линия Витебск-Жлобин была сдана в эксплуатацию. Линия имела большое народнохозяйственное значение: она обеспечивала надёжную транспортную связь столицы империи Санкт-Петербурга с развивающимся промышленным и развитым сельскохозяйственным югом страны.

Открытие линии Витебск-Жлобин привело к созданию Оршанского железнодорожного узла, работающего на 4 направления и состоящего из двух станций – пассажирской и грузовой, принадлежавшим двум разным дорогам.

Вокзал станции Орша, 1967 год. Источник: history.rw.by/vokzaly/vokzal_orsha/

Железные дороги на территории Беларуси продолжали строиться вплоть до 30-х годов XX столетия, возникали новые железнодорожные узлы. Однако значение создания Оршанского узла с его уникальной схемой и мощным путевым развитием, состоявшегося 100 лет тому назад, трудно переоценить.

Информация предоставлена станцией Орша.

Материалы ко Дню железнодорожника читайте в спецвыпуске «АГ» №88 от 5 августа 2017 г.

 

Добавить комментарий