К 155-летию Белорусской железной дороги: история станции Орша
Развитие промышленности в России в начале XIX столетия диктовало требование развития железных дорог. Железные дороги имели перед другими видами транспорта экономическое преимущество: низкая стоимость и значительная скорость доставки пассажиров и грузов.
В ноябре 1871 года через Оршу пролегла железнодорожная линия Смоленск-Минск, приведшая к возникновению станции Орша и соответствующей железнодорожной инфраструктуры. Волею талантливых и принципиальных российских инженеров главная и поныне железнодорожная линия Москва-Брест пролегла через Оршу, а город, благодаря возникновению железнодорожной станции, получил отличную шоссейную дорогу, вдоль которой начали быстро формироваться жилые массивы.
Таким образом, к началу нового века станция Орша стала важным пунктом железнодорожного сообщения Москва-Брест, имеющим достаточную перерабатывающую способность.
К концу 1902 года эту линию пересекла новая магистраль Витебск –Жлобин, в Орше появилась ещё одна станция. Строительство линии, проходящей по правому берегу Днепра, было начато в 1900 году. А уже 24 декабря 1902 года (6 января 1903 года) линия Витебск-Жлобин была сдана в эксплуатацию. Линия имела большое народнохозяйственное значение: она обеспечивала надёжную транспортную связь столицы империи Санкт-Петербурга с развивающимся промышленным и развитым сельскохозяйственным югом страны.
Открытие линии Витебск-Жлобин привело к созданию Оршанского железнодорожного узла, работающего на 4 направления и состоящего из двух станций – пассажирской и грузовой, принадлежавшим двум разным дорогам.
Железные дороги на территории Беларуси продолжали строиться вплоть до 30-х годов XX столетия, возникали новые железнодорожные узлы. Однако значение создания Оршанского узла с его уникальной схемой и мощным путевым развитием, состоявшегося 100 лет тому назад, трудно переоценить.
Информация предоставлена станцией Орша.
Материалы ко Дню железнодорожника читайте в спецвыпуске «АГ» №88 от 5 августа 2017 г.