«Каждый рейс поют «Стюардессу по имени Жанна». Оршанка стала бортпроводником «Белавиа» и рассказывает о работе в небе

Из танцующего учителя английского языка – в бортпроводники «Белавиа». Выпускница Оршанского колледжа ВГУ им. П. М. Машерова Екатерина Зайцева рассказывает о работе в небе и других увлечениях.

Иностранный для работы мечты

Я 20 лет прожила в родной Орше. Училась в СШ № 10. После 9 классов решила сменить обстановку и подала документы в колледж ВГУ. Слышала, что здесь дают хорошие знания английского языка. Иностранный нужен, чтобы найти работу мечты. Тогда я еще искала себя, учителем быть не хотела. Молодой преподаватель рассказал о бортпроводниках. Я заинтересовалась. Увидела передачу про расследование авиакатастроф. Меня не испугали профессиональные риски, и я подумала: «Это мое!»

Люблю танцевать

В 6 лет мама отвела меня на танцы. На занятиях у Анжелики Борисовны Гризо в «Росинке» научилась красиво двигаться, быть более женственной и элегантной. Эти умения использую до сих пор.

Когда создавали хоккейный клуб «Локомотив-Орша», набирали группу поддержки. И после большого перерыва я снова начала танцевать. Выступала до конца сезона, потом был перерыв. Когда вернулась, с друзьями собрали новую команду, пару месяцев я тренировала девчонок. Это было классное время. Мы выступали на Кубке Салея. Я занималась организационными вопросами, помогала искать аниматоров.

Стюардесса или бортпроводник?

Когда работала по распределению, ради интереса отправила резюме в «Аэрофлот», успешно прошла собеседование, уже начала оформлять документы. Но за пару месяцев разъездов поняла, что уехать далеко от дома и родителей не могу, и вернулась в Беларусь.

Про отбор в «Белавиа» услышала от знакомого. Прошла врачебную летно-экспертную комиссию, потом несколько месяцев ждала собеседование. А теперь я работаю в небе! Нашу профессию называют по-разному. Но правильно говорить «бортпроводник».

Не робейте на собеседовании

Самое сложное – пройти медкомиссию, это 50 % успеха. Малейшие проблемы со здоровьем не позволят стать бортпроводником. Чтобы попасть на кастинг, нужно заполнить анкету на сайте и ждать звонка. Что спрашивают на собеседовании? Нужно хорошо знать историю авиакомпании, какие рейсы выполняет. Собеседование проходит в необычной форме: задают вопросы, а потом вдруг просят станцевать, спеть, рассказать стихотворение. Так проверяют, как ты реагируешь на неожиданные вопросы – пассажиры иногда ставят в тупик. Еще на собеседовании оценивают уровень владения английским. Мой совет: не робейте и не теряйтесь перед комиссией!

Самый счастливый день и первые трудности

Я ждала звонка две недели, очень переживала. А потом услышала по телефону: «Приезжайте, оформляйтесь!» – и это был самый счастливый день в жизни. Сразу сообщила родным и друзьям прекрасную новость, уж слишком долго я просидела на земле в ожидании этого чуда.

Моя жизнь разделилась на до и после. Я переехала в Минск, впереди 2 месяца учебы. После теоретического курса мы поехали под Борисов в центр МЧС. Вот там поняла, куда попала.

Мы надели форму спасателей, она невероятно тяжелая, да и сапоги 40-го размера на женской ножке смотрелись забавно. А потом впервые стало страшновато. Мы с инструктором надели кислородные баллоны и зашли в ангар, который имитирует горящий самолет. Пожар нужно потушить. На втором муляже самолета мы учились, что делать при задымлении, как проводить эвакуацию. Все очень реалистично: самолет в дыму и сильно наклонен, его трясло, а в салоне звучали крики людей. Потом мы проводили эвакуацию в воду: с крыла самолета прыгали в глубокий бассейн. И это был самый жуткий момент, потому что плавать я тогда не умела. Очень сильно поддерживали другие девочки.

На работе, как дома

Раньше я не летала на самолете, и таких среди новичков много. Первое впечатление: самолет такой большой с виду, но почему в нем так мало места? Наше рабочее место – 2х1 м. Я не представляла, как работать на такой маленькой кухоньке вчетвером. А сейчас я чувствую себя на работе, как дома, и ненавижу выходные. На работу иду, как на праздник. Бортпроводники всегда с прической и макияжем, красиво одеты. Люди всегда обращают на нас внимание. Пока я еду на работу и с работы, получаю комплиментов больше, чем за 20 лет. Часто после рейса мужчины ждут в аэропорту с цветами и приглашают на свидание.

Запомнился первый рейс, в Москву мы летели 1 час 20 минут. Мой первый инструктор Елена очень лояльно ко мне относилась и подписала допуск к самостоятельным полетам, экипаж принял меня благосклонно. И хотя теория отлетала от зубов, на первом рейсе теряешься. За час до вылета бортпроводники готовят самолет к рейсу: проверяют бортовое аварийно-спасательное оборудование, принимают питание, контролируют загрузку багажа и почты. На первом рейсе не понимала, как можно работать так быстро. Теперь скорость мне не кажется чем-то сверхъестественным.

Работает команда

Экипаж должен работать как единый механизм. Поэтому все шероховатости между членами команды остаются на земле. Выбрать экипаж и направление мы не можем. Путешествовать по странам у нас не получается – практически все рейсы разворотные (прилетаем, готовим борт к обратному рейсу и улетаем). Бывают небольшие командировки, например, в города России. Выйти из гостиницы мы можем только с разрешения капитана воздушного судна. Чаще бортпроводники видят мир из окна самолета – но зато какие это пейзажи! Главный плюс работы – всегда хорошая погода за бортом, невероятные закаты и восходы.

Отпуск бортпроводника около 50 дней, его делят на три части. Выходные – непредсказуемая вещь. Мы знаем свой график только на несколько дней вперед, поэтому трудно что-то планировать. Несколько выходных в месяц мы может ставить, когда нам удобно, но в высокий сезон их могут не подтвердить. Но меня даже в выходные тянет на борт. Единственное – хотелось бы больше времени проводить с родителями.

Будни и праздники в небе

Я четко понимала, в какую профессию иду, не романтизировала ее. Это очень ответственная работа, мы обеспечиваем безопасность на борту. И только затем бортпроводник выступает связующим звеном между пилотами и пассажирами, обеспечивает комфорт и сервис на борту.

Праздничные рейсы практически не отличаются от обычных, разве что у людей отличное настроение, поздравляют нас. Особая атмосфера на чартерных рейсах: люди летят на отдых, для них это праздник. Приятно смотреть на счастливых пассажиров.

Что нас расстраивает?

Отношение пассажиров к самолету. Мы очень любим и бережем наши машины. Но пассажиры разбрасывают по салону чипсы, фантики, ставят еду и напитки на пол – другие задевают ногой. Есть же столики! Еще устраивают беспорядок в туалете. А мы работаем с питанием и до конца рейса не можем убрать санкомнату, приходится закрывать. Бывает, что и к нам относятся, как к обслуживающему персоналу. Бортпроводники – не официанты, мы отвечаем за безопасность, а только потом за сервис.

На каждом рейсе пассажиры спрашивают, не Жанна ли я. Даже не дослушав, начинают петь «Стюардессу по имени Жанна». Это раздражает всех бортпроводников. Каждый рейс одно и то же!

Мужчины чаще боятся летать

Однажды девушка очень боялась лететь, вцепилась в кресло впереди, смотрела на меня испуганно, каждые 5 минут вызывала к себе, чтобы узнать, почему меняется звук в самолете. На взлете и посадке у нее начиналась истерика из-за перепадов давления. Приходилось постоянно разговаривать и объяснять, что все в порядке.

Чаще встречаю аэрофобов-мужчин. Обычно представители сильного пола замирают и не двигаются весь полет. Могут закрыть шторку иллюминатора и смотреть в одну точку. В такой ситуации помогает беседа. Но постоянно находиться возле одного пассажира мы не можем. Выручает, когда аэрофобы начинают общаться с кем-то из пассажиров и забывают о своих страхах.

Не бойтесь летать! Это безопасно.

Через 10 лет

…я вижу себя в небе. Очень сложно спуститься с небес на землю. В этой профессии много позитива. Какую энергию отдашь пассажирам, такую и получишь обратно.

Марина СЕМАШКО.
Фото из личного архива Е. Зайцевой.