Чтобы не было войны!..

Весна! Скоро мы будем отмечать самый Великий праздник – 9 мая!

У нас, участников той страшной, кровавой войны, это самое красивое и долгожданное время. Когда оживает природа, мы молодеем от воспоминаний о нашей боевой юности. Прожив почти девять десятков лет, я не могу понять психологию тех государственных деятелей, которые провоцируют войны.

Мне было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В ту весну я окончила 10 классов средней школы г. Иваново. В первый же день войны мы с подругами пошли в военкомат с ­просьбой отправить нас на фронт. Однако военком объяснил нам, что в таком возрасте в армию не берут. А через год, после окончания первого курса сельхозинститута, мы опять явились в военкомат и были направлены в войска противовоздушной обороны. В 17 лет я была определена во взвод связи одного из прифронтовых аэродромов. Фашистские налеты начинались с наступлением темноты. В лучах наших прожекторов самолеты противника метались, словно черные вороны, и мы от души ликовали, когда нашим зенитчикам удавалось сбить очередного гитлеровского “стервятника”. Случалось, что во время налетов осколки снарядов падали и на нас, девчат. В первое время мы воевали без касок, и одну из наших подруг – Анечку Шубину – из Чистополя ранило в голову. После госпиталя она к нам больше не вернулась…

До сих пор помню команды “Луч”, “Зенит”, “Рубильник”, но приятнее всего для слуха была команда “Отбой!”, которая звучала утром. Для девчонок-связисток самым страшным было, когда во время налета повреждалась связь, и мы выходили на линию длиною 3-5 км, проходившую по лесам и полям. Бежишь в полной темноте с карабином, телефонной трубкой для прослушивания линии связи, с ножом для соединения проводов, и не знаешь, что или кто там впереди. Мы старались не думать о страхе, но, поверьте, было очень страшно! Когда меня девчата-прожектористы спрашивали, боюсь ли я, всегда с вызовом отвечала: – «А ты попробуй войди ночью одна в темный лес, тогда узнаешь». Спустя полтора года меня перевели вторым номером на прожектор и до конца войны, до Дня Победы, я служила на аэродроме.

И вот наступила долгожданная весна 1945 года! По связи передали: «Война окончена! Ура!» Мы ликовали, поздравляли друг друга с Великой Победой нашего народа! А потом я была участницей Парада Победы и Салюта Победы 24 июня в Москве. Сегодня участников этого важного исторического события в живых осталось не так много, и я очень горжусь, что мне выпала такая высокая честь.
С той поры прошло уже много лет. Мы с мужем, моим однополчанином, Иваном Васильевичем Питаленко после войны приехали в Оршу. Трудились вначале на Белорусской ГРЭС, затем на Оршанской ТЭЦ. Вырастили двух сыновей, дали им хорошее образование и путевку в жизнь. Старший Александр после окончания БПИ проработал до 65 лет в проектном институте. Младший Евгений, получив диплом Ленинградского горного института и аспирантуры, был направлен в одно из НИИ Донецка, где работает и сейчас. Он доктор наук.

Я желаю всем нашим братским народам никогда не знать войны. С праздником, самым Великим и главным – с Днем Победы!

Дина Николаевна ПИТАЛЕНКО,
участница Великой Отечественной войны с 1942 по 1945 г.,
участница Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве,
заслуженный энергетик СНГ, ветеран Белорусской энергетики.

Добавить комментарий