ПОЛОЖИТЬСЯ НА ВОЛЮ БОЖИЮ

Недавно в «Аршанскай газеце» было опубликовано интервью с иереем Вячеславом Козловым из прихода Свято-Михайловского храма на тему суицида («Православный взгляд на суицид»). В редакцию газеты обратился один из читателей «АГ» Геннадий Павлович Збуржинский с просьбой ответить ещё на два интересующих его вопроса по данной теме.

На вопросы читателя «Аршанскай газеты» ответил иерей Вячеслав Козлов из прихода Свято-Михайловского храма:

– В годы Великой Отечественной войны, и не только, солдаты шли на смерть, лишали себя жизни, направляя самолёты в немецкие эшелоны, склады боеприпасов. Помнят люди о подвиге, к примеру, солдата Александра Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру вражеского пулемётного дзота. Относятся ли эти люди к самоубийцам?

– В главе «Война и мир» из документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» есть такие слова:

«Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). Наши воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя, в священной особе которого почитают образ власти Царя Небесного, охраняют Отечество, с разрушением которого неминуемо падёт отечественная власть и поколеблется вера. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом».

– Человек тяжело болен. Ему предлагают операцию, которая может закончиться летальным исходом. Тяжелобольной соглашается на неё и в результате умирает. Считается ли это самоубийством?

– Нет. В этом случае речь не идёт о самоубийстве. Православная Церковь с особым уважением относится к врачебной деятельности, если в её основе, как и положено, лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Библейское отношение к медицине наиболее полно выражено в книге Иисуса сына Сирахова: «Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание: Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце: И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех».

Но бывает и наоборот. Многие болезни остаются неизлечимыми, становятся причиной страданий и смерти. В главе «Здоровье личности и народа» «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится, что, сталкиваясь с такими недугами, православный христианин призван положиться на всеблагую волю Божию, помня, что смысл бытия не ограничивается земной жизнью, которая является приготовлением к вечности. Страдания должны переноситься с терпением и надеждой. Они являются средством спасения и очищения, которое может быть действенным для каждого, кто переживает его со смирением и доверием к всеблагой воле Божией. По слову святого Иоанна Златоуста, «кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости». Сказанное не означает, что врач или больной не должны прилагать сил для борьбы с недугом. Но когда человеческие средства исчерпаны, христианину нужно просто положиться на волю Божию.

Анжела ШУРДУКОВА.

Добавить комментарий