Особенности применения единой тарифной сетки работников Республики Беларусь
С 1 сентября 2009 г. вступило в силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 марта 2009 г. № 40 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь». Указанное постановление внесло значительные изменения в порядок расчета тарифных ставок рабочих и должностные оклады служащих, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
В новой редакции Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – Инструкция): исключена жесткая привязка тарификации к основному виду экономической деятельности организации; нанимателю предоставлено право тарифицировать руководителей, специалистов и других служащих в диапазоне трех-четырех разрядов; исключены централизованно установленные нормы управляемости для производственных структурных подразделений; существенно упрощен механизм повышения тарифных ставок (окладов) путем введения единого норматива.
С вступлением в силу новой Инструкции наниматель самостоятельно принимает решение о применении большинства норм Инструкции и при положительном решении предусматривает их реализацию в локальных нормативных правовых актах (коллективных договорах, соглашениях, трудовых договорах (контрактах), положениях об оплате труда и др.).
Рассмотрим подробнее основные изменения и дополнения в Инструкцию, о которых было указано выше.
В новой редакции Инструкции отменено обязательное условие тарификации руководителей, специалистов, других служащих в зависимости от основного вида экономической деятельности организации. Таким образом, тарификация руководителей различного уровня управления, должностей специалистов и других служащих устанавливается в соответствии с приложением 1 к Инструкции в пределах предусмотренного по должностям диапазона тарифных разрядов.
В новой редакции Инструкции также отменено обязательное условие тарификации должностей отдельных категорий служащих.
Так, например, тарификация других служащих (например, агента по сбыту, делопроизводителя, секретаря, табельщика и др.) может быть установлена в диапазоне с 5 по 7 разряд в зависимости от особенностей организационной структуры, характера должностных обязанностей и других факторов.
Конкретный тарифный разряд по должности другого служащего устанавливается в штатном расписании нанимателя.
В соответствии с нормами Инструкции решение о целесообразности введения должностей руководителей производственных структурных подразделений (мастер, начальник участка, цеха и др.) принимается нанимателем самостоятельно исходя из специфики организации труда и производства.
В Инструкции исключен ранее регламентированный перечень оснований, по которому наниматель мог повышать тарифные ставки (оклады) работников.
Взамен этого нормами Инструкции предоставлено право нанимателю дифференцировать тарифные ставки (оклады) работников и сдельные расценки путем их повышения до 300 процентов включительно, если иное не предусмотрено законодательством, и которое наниматель может устанавливать в зависимости от финансового положения организации и других факторов.
При этом должностной оклад (тарифная ставка) работника определяется в следующей последовательности.
1. Определяется тарифная ставка (оклад), рассчитанная по ETC, путем умножения тарифной ставки первого разряда, действующей в организации, на тарифный коэффициент тарифного разряда (кратный размер тарифной ставки первого разряда) соответствующей профессии (должности).
В случае, если нанимателем принято решение о применении коэффициента повышения тарифной ставки (оклада) работника по технологическим видам работ, то полученная тарифная ставка (оклад), рассчитанная по ETC, умножается на соответствующий коэффициент.
2. Тарифная ставка (оклад) может повышаться в размерах, установленных нанимателем, в пределах до 300 процентов включительно (с учетом финансового состояния организации). Таких оснований для повышения может быть несколько. Например, они могут устанавливаться в зависимости от: наличия присвоенной специалисту в установленном порядке квалификационной категории; сложности, характера и ответственности выполняемых работ и трудовых функций, в том числе по производной профессии (должности) «старший»; особенностей организации труда и производства; наличия обособленных подразделений; объема, сложности и ответственности, участия в разработке и реализации инвестиционных и инновационных проектов, способствующих модернизации производства; участия в разработке и внедрении новейших технологий; по другим основаниям.
Размеры повышения и основания для их применения устанавливаются нанимателем самостоятельно на основании локального нормативного правового акта (коллективного договора, положения об оплате труда и др.).
Кроме того, повышения тарифных ставок (окладов), предусмотренные по иным основаниям (Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999г. № 29, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.11.1999г. № 1748), исчисляются исходя из тарифной ставки (оклада) работника, рассчитанной по ETC.
3. Тарифная ставка (оклад) и повышения (по всем основаниям) суммируются и образуют тарифную ставку рабочего (должностной оклад служащего).
В дальнейшем размер повышений по решению нанимателя может изменяться (увеличиваться и уменьшаться) в зависимости от результатов труда работника и его вклада в повышение эффективности работы организации.
Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что изменения, внесенные в Инструкцию, в значительной части направлены на упрощение системы расчета основной части заработной платы работников, а также на расширение возможностей организаций и индивидуальных предпринимателей в вопросе дифференциации размеров заработной платы работников.