Заявим о себе на внешних рынках

Думаю, что  всем понятно, какая важная и ответственная задача была поставлена перед предприятиями и организациями страны Президентом Республики Беларусь, объявившим 2010 год Годом качества. Ведь качество продукции, работ, услуг определяет и их конкурентоспособность на внешнем рынке, а значит, и уровень жизнедеятельности страны в целом.

В Республике Беларусь более 60% производимой продукции и оказываемых услуг отправляется на экспорт, на внешние рынки. Ни один продукт, ни одна услуга не могут конкурировать с продукцией мировых лидеров, если они не будут соответствовать качеству, требованиям потребителей, оформлению, послепродажному сервису и массе других параметров. Качество – это, наверное, один из самых сложных и всеобъемлющих факторов, который характеризует ту или иную продукцию и включает в себя десятки параметров: от подготовки производства, его оснащенности, обучения персонала, соответствующей упаковки и т. д. до изучения требований внешнего рынка. На большинстве предприятий города разработаны планы мероприятий по реализации Года качества. В соответствии с ними, если предприятие не прошло сертификацию товаров и услуг по международным стандартам ISO 9001, ISO 14001, ISO 18001, не привело свою продукцию в соответствие с их сложными многогранными  требованиями, то этому предприятию нечего делать на рынке. Его вытеснят конкуренты, а производство придет в упадок.

Я хочу немного подробнее остановиться на этом вопросе в разрезе предприятия ОАО «Оршанский авиаремонтный завод», директором которого являюсь.

Авиация – это такая отрасль, где по определению не может быть несертифицированной продукции или услуг. Все, что происходит с воздушным судном на земле или в воздухе, влияет на безопасность пилотов, пассажиров или груза, безопасность людей на земле. Поэтому вопросам аутентичности запасных частей, выполнению качественной продукции и оказанию качественных услуг в авиации уделяется первоочередное внимание. Ни одна запасная часть, ни один болт не могут быть установлены на воздушное судно, если у них нет документов, подтверждающих его производство на сертифицированном предприятии в рамках сертифицированного технологического процесса.

Чтобы работать на внешнем рынке, ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» в 1998 году получило свой первый международный сертификат качества, который выдается совместно Межгосударственным авиационным комитетом и Государственным комитетом по авиации, таким образом, мы уже 12 лет являемся сертифицированным предприятием. Однако, для продвижения на мировом рынке иметь только вышеназванный сертификат недостаточно. Дело в том, что наши партнеры на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, а теперь уже и в Африке оперируют понятиями международных стандартов, которые общеприняты и общеизвестны.

Поэтому в 2008 году перед руководством предприятия была поставлена задача – пройти сертификацию по трем международным стандартам: ISO 9001, ISO 14001, ISO 18001. В 2009 году предприятие получило сертификат ISO 9001, выданный европейским бюро – международной компанией Veritas Certification; в 2010 году получило сертификат ISO 18001 (сертификат управления системой охраны труда), который выдан белорусскими сертифицирующими органами. Ведутся работы по созданию системы управления окружающей средой с последующей сертификацией на соответствие требованиям ISO 14001. Срок сертификации – второе полугодие текущего года.

Хочу еще раз подчеркнуть, что все эти усилия были нацелены в основном на выход предприятия на международные рынки. Но, вместе с тем, прохождение этих сертификаций внесло существенные коррективы в ежедневную деятельность предприятия. Ведь важен не сам сертификат в рамке на стене, а процедура, которая внедрена на предприятии в процессе сертификации и должна работать ежедневно, осуществляя постоянный контроль над повышением качества выпускаемой продукции.

Те из руководителей предприятий, которые прошли хотя бы по одной международной сертификации, знают, что это хлопотное дело, которое требует определенных дополнительных финансовых затрат. Например, сертификация на соответствие требованиям международного стандарта ISO 18001 заняла на предприя-тии более полугода работы достаточно большой группы специалистов. Но, я считаю, что потраченные усилия и финансовые затраты не прошли даром. Так как в ходе сертификации была кардинально пересмотрена процедура выполнения работ с соблюдением требований охраны труда, а также ежедневный и ежеминутный контроль над работой с целью предотвращения количества несчастных случаев на производстве и сохранения здоровья работникам. Теперь, после прохождения сертификации, вся работа по управлению охраной труда выглядит, как единая целостная система, которая при соблюдении всех установленных процессов позволяет работать на предупреждение несчастных случаев и отрицательных факторов.

Но вернусь к вопросу качества. Как я уже сказал ранее, международный стандарт ISO 9001, полученный нами в 2009 году, помимо дополнительных возможностей для предприятия по работе на внешнем рынке накладывает еще и дополнительные требования на все службы завода. Дело в том, что этот сертификат необходимо постоянно подтверждать. Служба качества должна находиться в постоянном тонусе, ежедневно следить за качеством выпускаемой продукции и оказываемых услуг, отчитываться о проделанной работе, исправлять и устранять выявленные недостатки и дефекты. То, что называется «держать руку на пульсе производства». В этом году мы уже прошли аудит по системе качества и получили подтверждение сертификата. Через два года будем проходить повторную сертификацию. Эти процедуры повторяются постоянно, пока действует данный сертификат. Поэтому, однажды его получив, расслабиться и успокоиться уже невозможно.

Мы ежемесячно проводим дни качества с участием всего руководящего состава предприятия, контрольных и производственных мастеров, руководителей структурных подразделений. На днях качества рассматриваются не какие-то абстрактные вопросы, а конкретные результаты и проблемы, которые выявлены в ходе ремонта авиатехники за месяц. Происходит «разбор полетов» с выявлением причин допущенных несоответствий, составляется протокол заседания, в котором указываются сроки устранения недостатков и круг задействованных лиц. В ходе дней качества может быть принято решение по составлению плана мероприятий по какому-то конкретному участку работ, который требует срочного вмешательства для повышения качества продукции и услуг. Эти планы мероприятий утверждаются директором и ставятся под контроль заместителя директора по качеству. Кроме того, по результатам ремонта каждой единицы авиатехники служба качества составляет анализ выявленных дефектов и несоответствий. По итогам анализа также принимается решение о поощрении либо наказании работников, о мерах по устранению недостатков для повышения качества продукции. Как видите, вопрос качества находится под ежедневным контролем руководства завода, и получение международного сертификата – это, с одной стороны, пропуск на внешний рынок, а с другой стороны — сильнейший стимул для повышения уровня производства.

Я так подробно остановился на примере своего предприятия, чтобы было понятно, в чем суть международных стандартов ISO. На сегодня большинство промышленных предприятий города уже поняли важность получения международных сертификатов и многие их получили. Вместе с тем, мне кажется, что работа в данном направлении ведется недостаточно оперативно.

Особо хочу остановиться на положении дел в этом вопросе среди малых предприятий, предприятий сферы торговли и сферы услуг. Из малых предприятий только ЧТПУП «Иваси-Плюс» получило сертификат ISO 9001 по своему виду деятельности. Остальные предприятия, похоже, даже не задумываются над этим вопросом. Но надо помнить, что, с одной стороны, на высококонкурентных рынках этот вопрос важен, а, с другой стороны, мы должны требовать качества продукции, исходя из интересов наших граждан, каждого покупателя. Поэтому необходимо ставить вопрос о сертификации малых предприятий, предприятий сферы торговли и сферы услуг более строго, устанавливать сроки прохождения сертификации, более жестко спрашивать с их руководителей и собственников.

Очень важно понимать, что качество продукции или услуг – это характеристика уровня содержания жизни. Придя в магазин, в парикмахерскую, на автосервис и получив там качественный продукт либо услугу, меняется отношение человека к жизни, повышается удовлетворенность и общее настроение. И, наоборот, получив некачественную продукцию либо услугу, перечеркивается все то хорошее, что человек получал до этого в других учреждениях или организациях. Сводятся на нет усилия многих людей. Следовательно, это является частным вопросом.

Необходимо отметить, что достаточно большая работа по повышению качества работ по оказанию качественных услуг проведена учреждениями здравоохранения и образования. Их нельзя подвести под общую планку, которая действует в реальном секторе экономики. Их нельзя отнести и к международным требованиям стандартов по качеству услуг, которые они оказывают нашему населению. Но здесь также необходим рост в повышении качества оказываемых услуг, как и в других сферах экономики.

Особо хочу обратить внимание на качество оказания платных услуг. Всем учреждениям социальной сферы на сегодня доведены показатели по оказанию платных услуг населению и темпы роста данных услуг. Однако это количественные показатели, а нас интересуют и качественные, то есть какого качества оказывают услуги поликлиники, школы, достаточно ли обучен персонал для оказания именно качественных услуг, хватает ли необходимой техники. Какой сертифицированный орган или эксперт может подтвердить качество данных услуг? У меня на этот вопрос нет ответа. Качество данных услуг в большинстве случаев на совести этих специалистов и работников, которые их оказывают. Здесь надо подумать над выработкой системы контроля в этой сфере деятельности.

В заключение хочу сказать, что вопросы качества –  не разовое мероприятие. Это вопрос конкурентоспособности продукции и услуг наших предприятий, а в конечном итоге, вопросы развития экономики, развития социальной сферы, продвижения Республики Беларусь к социаль-ным ориентирам, поставленным руководством страны. Причем качество — это тот фактор, который может наиболее полно описать и уровень жизни, и уровень образования, и совершенство технологий. Работая над повышением качества, нельзя не думать о модернизации производства, невозможно обойтись без обучения и переподготовки персонала, без повышения уровня управления такими сложными системами, как экономика и социальная сфера.

Я надеюсь, что мы не ограничимся 2010 годом, который объявлен Годом качества, будем работать над этим вопросом постоянно. Соответственно и меры контроля над повышением качества продукции, качества услуг должны быть постоянно действующими, всегда в центре внимания.

В. ТРОИЦКИЙ, директор ОАО «Оршанский авиаремонтный завод», депутат городского Совета

Добавить комментарий