Культ ретро: оршанец находит и реставрирует «Победы» и «Волги»

«Эту черную «Волгу» я увидел случайно. Подошел к хозяину, потому что нужны были кое-какие запчасти. Дедушка говорит: «Сынок, ты ее на чермет потащишь или восстанавливать будешь?» А когда понял, что я правда хочу дать машине вторую жизнь, просто подарил мне ее», – так в коллекции любителя ретро-автомобилей Леонида Кузнецова появился очередной четырехколесный раритет, который ждет своей очереди на реставрацию.
Леонид Кузнецов познакомил оршанцев со своими «подопечными» 9 Мая прошлого года. Сначала на советских автомобилях по улицам Орши проехали ветераны, а после каждый мог сфотографироваться с «Победой» на площади Коллегиума иезуитов. За год коллекция ретро-авто пополнилась тремя новыми экземплярами: теперь их шесть. В день 70-летия Великой Победы горожане видели необычную колонну во главе с красно-зеленой «Победой» на параде-шествии. Две машины коллекционера даже успели засветиться на телеэкране – поучаствовали в съемках сериала «Аромат шиповника».

IMG_5491
Прямо возле дома Кузнецовых можно оценить контраст «до» и «после». Вот стоят потрепанные временем, едва ли не насквозь проржавевшие «пациенты» с остатками старой краски на боках. А неподалеку хозяин выставил в ряд те, что в его руках родились заново. «Чтобы отреставрировать одну машину, нужно найти для нее минимум трех «доноров». Как правило, у одной модели слабые места одинаковые, – рассказывает Леонид Адамович. – Поэтому приходится тратить время, чтобы найти достойный экземпляр для восстановления». Кажется, нашел – а впереди еще минимум год кропотливой работы не только рук, но и души. Как только появляется настроение, мужчина отправляется в гараж. Иногда помогают родственники, и даже жена Галина всегда поймет – и гайку подержит, и подбодрит добрым словом, хотя порой, бывает, мужа из гаража домой на обед не дозваться.
Самый почтенный возраст у двух автомобилей 1949 года выпуска. Это одни из первых «Побед», сошедшие с конвейера и поступившие в продажу. Вообще машины под этой маркой начали выпускать в 1946-47 г. Но в серию они не пошли из-за многочисленных недостатков. Для совершенствования конструкции понадобилось два года.

IMG_5483
Увлечение автомобилями Леонид перенял у отца, профессионального водителя, и надеется, что семилетний сын Иван, когда вырастет, продолжит его дело. «К современным автомобилям у меня душа не лежит. Хоть они и комфортабельные, и быстроходные. Меня увлекают именно машины ГАЗ – советская классика», – уверяет он и продолжает рассказ о своем деле жизни. «Во время учебы в техникуме в Лиде у моего инструктора была вот такая 21-я «Волга», – указывает Леонид на серый автомобиль из своей коллекции. С той поры и началось серьезное увлечение. Приехав домой, юноша просил отца купить такую же машину. Но она стоила 10 тысяч рублей – немыслимая сумма по тем временам. Поэтому пришлось довольствоваться «Запорожцем», с которым автолюбитель не распрощался до сих пор. Его как воспоминание о юности автомобильный реставратор тоже собирается восстановить.
Помните фильм «Три плюс два»? Там туристы-дикари жили на берегу Черного моря и ночевали в машине. Такая «Волга» есть в коллекции нашего героя. Вообще по собранным у Леонида автомобилям можно отследить эволюцию советского автопрома. «Вот «Волга» со звездой на решетке радиатора, ее еще называли «жуковка». На таких ездили в основном военные, на них принимали парады», – рассказывает хозяин о представительной темно-зеленой машине с узнаваемым оленем на капоте. – «Потом эта модель пошла на экспорт, но Западу не понравилась эта самая звезда, поэтому машину немного переделали. Следующая модель тоже не прижилась: автолюбители увидели в очертаниях решетки радиатора акулий оскал. А дальше исчез и олень, который при аварии мог нанести человеку дополнительные травмы».
«Волга» со звездой и белая «Победа» – любимицы мастера, его гордость. С них начиналась коллекция, им отдано больше всего времени и труда. «Сейчас я мечтаю о ЗИМе. Это машина представительского класса для советской номенклатуры», – делится Л. Кузнецов. Выпущено их было немного, и продавались такие автомобили в личное пользование только в особых случаях. Поэтому осуществить мечту коллекционеру не совсем просто.
Удивительным образом в этом человеке сочетаются любовь к прошлому, забота о будущем и тяга к коллекционированию. Кроме большого автопарка, у Кузнецовых есть и миниатюрный, но отнюдь не малочисленный: более 400 моделей легковых автомобилей, грузовиков и мотоциклов.

IMG_5511«Первую модель с логотипом Олимпиады я купил в Москве в 1980 году. А последние появились буквально неделю назад. Моя мечта – отреставрировать вот такую «Победу» кабриолет», – указывая на модель авто с брезентовой крышей, рассказывает собеседник.
А во дворе вдоль забора расположилась целая выставка советских сельскохозяйственных агрегатов. Конная грабилка, ручная соломорезка, пароконная косилка – эти приспособления были созданы для облегчения крестьянского труда, а теперь, облагороженные, стали частью одной из коллекций.

IMG_5501Как они попали к Леониду Кузнецову? За старыми автомобилями часто приходилось ездить в сельскую местность. Там собиратель и примечал у хозяев орудия труда, которые давно томились без дела. Композицию в сельском стиле завершают телега, сани и домашняя утварь: котелки, ухваты, сковородки. Не каждый молодой человек сегодня хоть раз видел их в деле. Чтобы сохранить память для своих детей (двух дочерей и сына), Леонид Адамович и создает свой «музей» под открытым небом.

IMG_5498
Инна КОСИНЕЦ.
Фото автора.

Добавить комментарий