Совместное заседание коллегий Комитета госконтроля Витебской области и прокуратуры области прошло 14 июня

На совместном заседании коллегий Комитета госконтроля Витебской области и прокуратуры области 14 июня 2016 г. рассмотрены результаты контроля за деятельностью контролирующих и надзорных органов Витебской области и принимаемые ими меры по повышению эффективности работы в части реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Проводимые на постоянной основе контрольные мероприятия показали, что отдельными уполномоченными органами Витебской области не обеспечивается принятие должных мер по выполнению требований Указа № 510, надлежащая законность и эффективность контрольной и надзорной деятельности. Не задействованы все резервы упорядочения этой работы.

При наметившейся тенденции стабилизации за последние 3 года общего количества проведенных в области проверок (2015 год – 16343, 2014 год – 16377, 2013 год – 16662) остается высоким удельный вес проверок, проведенных надзорными органами – до 75%. По-прежнему большая часть приходится на внеплановые. При этом их число в 2015 году (8592) возросло по сравнению с 2014 годом на 7,2%.

В целом рост проверок допущен: инспекцией Госстройнадзора – с 878 до 1077 (на 22,7%), инспекцией Гостехнадзора – с 666 до 886 (на 33,3%), органами МЧС – с 2001 до 2211 (на 10,5%), внеплановых – Госинспекцией труда – с 565 до 634 (на 12,2%).

Отмечена значительная проверочная нагрузка на отдельные субъекты области (в ряде случаев 40 и более проверок в год), что в целом может негативно влиять на предпринимательскую активность этих предприятий. При этом проведенный анализ показал, что имеется возможность сокращения количества проверок без снижения полноты охвата ими субъектов. В первую очередь за счет упорядочения назначения проверок по поручениям правоохранительных органов; оптимизации выходов на тематические оперативные, контрольные и иные внеплановые проверки; а также расширения практики проведения мониторингов.

Так, главным управлением ведомственного контроля облисполкома и обпотребсоюзом вследствие отсутствия должной координации с правоохранительными органами допускались факты назначения по их поручениям неоднократных внеплановых проверок одного и того же субъекта в течение года. В ряде случаев до 8 проверок в год и с проверочной нагрузкой на субъект до 200 рабочих дней. В том числе с составлением по итогам справок, предусмотренных при отсутствии выявленных нарушений законодательства.

Допускались факты не принятия рядом контролирующих органов мер по обеспечению надлежащего контроля в подконтрольной сфере и организации проверок и мониторингов в соответствии с Указом № 510. Мониторинги, введенные с 2012 года (Указ от 26.07.2012 № 332) как основная мера профилактического и предупредительного характера, большинством исполкомов не применялась.

Имели место факты некачественного проведения проверок в части не выяснения всех существенных обстоятельств и не указания в актах всех предусмотренных Указом № 510 сведений. Что носит существенный характер, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 6.11 ПИКоАП такие акты проверок не могут быть признаны источником доказательств в рамках ведения административного процесса. В ряде случаев отсутствовал должный контроль за устранением проверяемым субъектом нарушений законодательства, выявленных в ходе проверки.

Всеми изученными Комитетом области контролирующими и надзорными органами при выполнении возложенных на них обязанностей допускались различные нарушения требований Указа № 510 при организации и проведении проверок, мониторингов, реализации их результатов, а также внесении предусмотренных сведений в базу ИАС КНД и книги учета проверок.

По фактам нарушений, выявленным Комитетом области и органами прокуратуры в ходе контрольных мероприятий, все виновные должностные лица контролирующих и надзорных органов области привлечены к установленной законодательством ответственности, приняты меры по устранению нарушений.

Коллегиями поручено руководителям контролирующих и надзорных органов области принять дополнительные меры, направленные на выполнение поручения Главы государства по упорядочению деятельности, минимизировав факты проверок одного и того же субъекта в течение года; расширить практику использования предусмотренных Указом № 510 мер профилактического и предупредительного характера; усилить контроль за соблюдением подчиненными работниками требований Указа № 510 при выполнении возложенных на них функций государственного контроля и надзора.

Исполнение поручений взято на особый контроль.

Комитет государственного контроля Витебской области.

Добавить комментарий