В этот день 80 лет назад под Оршей прозвучал первый залп «катюши»

28 июня 2021 года исполнилось 80 лет с начала формирования первой батареи полевой реактивной артиллерии под командованием Ивана Флёрова, которая в июле 1941 года боевыми залпами по немецко-фашистским захватчикам в полосе Западного фронта возвестила миру о наличии у Красной армии нового, мощного оружия. 14 июля – официаль­ная дата первого боевого залпа «катюши» по железнодорожному вокзалу станции Орша.

Эдуард Навогонский

О том, как это происходило на полях сражений, о самом Иване Флёрове рассказывает наш земляк, краевед, киножурналист Эдуард Навогонский, который более двух лет изучает боевую историю батареи И. Флёрова.

– Эдуард Эдуардович, оршанцам знакомы Ваши статьи и фильмы о батарее Флёрова. Расскажите нашим читателям об интересных моментах, которые удалось прояснить во время поисков, и о дате залпа по станции Орша.

– Сначала я хочу выразить искренние слова благодарности всем, кто помогал мне в исследованиях: Сергею Гурову (г. Тула), Галине Зотовой (Чувашия, с. Штанаши), Елене Дубашинской (д. Пищалово), Виктору Васневу (г. Мос­ква), Людмиле Соротокиной и Павлу Танчевскому (г. Орша), Галине Бровкиной (Чувашия, пос. Красные Четаи), сотрудникам фондов музейного комплекса г. Орши, Оршанского музея истории и культуры города, российским архивным работникам – всем, кто внес огромный вклад в боевую летопись легендарной батареи капитана Ивана Андреевича Флёрова – Героя России.

Совместно с С. Гуровым на X Международную научно-практическую конференцию, которая состоялась в мае 2021 г. в г. Санкт-Петербурге, был подготовлен доклад «Из истории формирования и боевого пути специальной батареи «РС» под командованием И. А. Флёрова». Он размещен на сайте «Ракетная техника» (https://missilery.info/article/flerov-ia). Кому интересно, посмотрите.

Впервые публично о первом боевом применении систем залпового огня в статье «На Западном фронте», опубликованной в первом номере «Военно-исторического журнала» за 1959 год, высказался Маршал Советского Союза А. Еременко. Он сообщил, что «…Новое оружие мы испытали под Рудней … 15 июля 1941 г. во второй половине дня непривычный рев реактивных мин потряс воздух… Это было первое боевое применение «эрэсов»…»

Большую поисковую работу о батарее под командованием И. Флёрова провел редактор одного из отделов журнала «Военные знания» Н. Афанасьев, который нашел многих бывших бойцов батареи. В № 2 журнала «Военные знания» за 1960 г. в небольшой публикации «Первый залп «катюш», впервые публично назвали Ивана Андреевича Флёрова командиром первой батареи полевой реактивной артиллерии, а также сообщили, что 15 июля под Оршей впервые прозвучал залп «советских реактивных снарядов». Причем капитан Флёров назван был без имени и отчества. Благодаря поисковой работе Н. Афанасьева, по ходатайству редакции журнала и на основании представления МО СССР в 1963 году И. Флёров был посмертно награжден орденом Отечественной вой­ны 1-й степени. А затем в 1995 году ему Указом Президента России было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

В 1973 г. в Большой Советской Энциклопедии со ссылкой на два источника была опубликована статья о том, что впервые боевой залп батареи полевой реактивной артиллерии под командованием капитана И. Флёрова прозвучал 14 июля 1941 г. по вокзалу станции Орша. Это была вторая официальная версия первого боевого применения систем залпового огня в годы Великой Отечественной вой­ны. Имеются версии, что этот залп мог прозвучать и 13, и 15 июля. Но официальной версией этого залпа пока является дата 14 июля 1941 г.

– В своих исследованиях Вы высказываетесь о втором залпе под Оршей и положении огневых позиций батареи.

– Известны два архивных документа, в которых указано как о двух залпах под Оршей, так и о местоположении батареи. Это отчеты А. Кривошапова, представителя Главного артиллерийского управления Красной армии, который был с батареей Флёрова с начала ее формирования, 28 июня и по 17 июля 1941 г. Первый его отчет был составлен 19 июля 1941 г. В нем отмечено, что второй залп под Оршей был произведен по переправе через р. Днепр. Во втором отчете от 30 марта 1942 г. указано, что второй залп был произведен по переправе через р. Днепр с дальнейшим переносом огня по переправе через р. Оршицу.

В большинстве публикаций отмечается, что второй залп батареи под Оршей был произведен лишь по одной переправе через р. Оршицу. Некоторые военные исследователи считают, что второго залпа под Оршей не было вообще. Только в двух отчетах А. Кривошапова указано место, где батарея Флёрова находилась под Оршей. Так, в архивном документе от 19 июля 1941 г. Кривошапов указал, что «… батарея была отправлена на участок 18 и 73 стрелковых дивизий для прикрытия города Орши…». Во втором его отчете от 30 марта 1942 г. он конкретизировал положение батареи: «…15 июля 1941 года батарея заняла боевой порядок в стыке 18 и 73 стрелковых дивизий (восточная окраина города Орши)…».

Других архивных материалов сегодня еще не выявлено. А в книге «Помнит сердце суровую осень…», автором которой был Д. Матвеев, бывший боец батареи Флёрова, он сообщил, что после первого залпа перед залпом по мосту через реку Оршицу батарея сменила огневую позицию, сместившись примерно на один километр южнее первой огневой позиции. Однако в этой книге автор не указал, рядом с каким населенным пунктом располагалась первая огневая позиция при залпе по станции Орша. Два бывших флёровца, чьи интервью записаны коллективом киностудии «Беларусьфильм» в фильме «Первый залп» во время открытия 1 октября 1966 г. первого памятного знака рядом с деревней Пищалово, сообщили, что именно с этой огневой позиции был произведен первый залп по станции Орша. Подобное утверждение прозвучало и в интервью местных жителей В. Сенчило и Е. Груль.

– Вы изучали также вопрос о том, какие боеприпасы были использованы при залпе по станции Орша и результаты этого залпа.

– В известных на сегодня архивных документах указан только калибр снарядов, которыми комплектовалась батарея капитана Ивана Андреевича Флёрова. Это 132 миллиметровые реактивные снаряды для боевых установок М-13. Других сведений о снарядах батареи капитана Флёрова в архивных документах пока не найдено.

Но в пяти различных источниках имеются сведения о том, что при залпе по станции Орша, возможно, кроме осколочно-фугасных реактивных снарядов были использованы и зажигательные. В 1967 г. в книге «Создание ракетного вооружения тактического назначения 1941 – 1956 годов» отмечено, что «…Было выпущено 80 зажигательных (термитных) реактивных снарядов по центральному вокзалу станции Орша…». В учебном пособии «Развитие ракетного оружия и ракетных войск», изданном в 1977 г., сообщается, что «…В результате мощного огневого удара одновременно 112 зажигательными и осколочно-фугасными реактивными снарядами над станцией поднялось огненное зарево…».

Пока лишь в двух архивных документах говорится о результатах второго залпа под Оршей. В одном сообщается, что залп накрыл переправу, в другом, что залп накрыл переправы.

О результате первого залпа по железнодорожному вокзалу имеются сведения лишь в первом отчете от 19 июля 1941 г. , где А. Кривошапов сообщил, что «…залп накрыл район вокзала и вызвал большой пожар…».

Существуют версии, что залп якобы накрыл эшелоны, которые везли в Германию секретное оружие. Иные авторы сообщают, что залп пришелся по эшелону, в котором находились отравляющие вещества. Но архивами это пока не подтверждено.

– Вы также изучили другие боевые залпы батареи капитана Флёрова со дня ее формирования и до 24 июля 1941 года.

– Дата 24 июля 1941 г. была взята для попытки подсчета возможного количества боевых залпов батареи капитана И. Флёрова, произведенной ею с начала формирования и до 24 июля 1941 г., потому что известно, что именно в этот день Военный Совет Западного фронта, докладывая Ставке Верховного Главнокомандования об обстановке, сообщил и о том, что под Рудней батарея «РС» произвела 3 боевых залпа. Причем «…в батарее осталось 3 залпа…».

Таким образом, исходя из сведений российских архивов, известно, что до 24 июля батарея Флёрова произвела 2 залпа под Оршей и 3 залпа под Рудней. После этих залпов еще оставалось снарядов на 3 залпа… Но также известно, что до 24 июля батарея могла располагать 1500 снарядами. Подсчитав расход и остаток снарядов батареи, выяснилось, что мы не знаем о датах и местах еще как минимум пяти боевых залпов батареи.

– Идя по пути поиска ответов на имеющиеся белые пятна в боевой истории батареи капитана И. Флёрова, как Вы думаете, их еще много?

– Ныне известно около 20 архивных документов, в которых прямо или косвенно упоминается это подразделение. Мною в оборот из них введено 13 единиц. Не известно, кому подчинялась батарея капитана И. Флёрова, в каких еще архивах могут храниться документы по этой батарее.

Надежда появилась после ответа на мое второе письмо Президенту РФ В. Путину, в котором сотрудники Военно-научного комитета ВС РФ сообщили, что в 2021 г. будут проведены работы по дальнейшему поиску архивных документов по полевой реактивной артиллерии и в т. ч. по батарее Флёрова.

Так что, на наш взгляд, еще имеются возможности получения интересных фактов в боевой истории батареи капитана Ивана Андреевича Флёрова. Эта поисковая работа будет продолжаться.

Людмила МАРШАЛОВИЧ.
Фото автора и Сергея Слепцова.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.