У авиаремонтников – юбилей!

История нынешнего ОАО “Оршанский авиаремонтный завод” (директор Владимир Троицкий) началась 70 лет назад, 15 июля 1941 года, когда воентехник первого ранга Абрам Левин подписал приказ о формировании 2-го авиационно-ремонтного поезда Военно-воздушных сил Балтийского флота. Шел 24-й день Великой Отечественной войны. С июля 1942 по май 1945 годов авиаремонтники принимали неспосредственное участие в героической обороне Ленинграда, освобождении города-крепости Кенигсберга, обеспечивая ремонт и восстановление авиационной техники, эвакуацию материальной части Северного флота, ремонт самолетов на аэродромах “Кольшег” (Померания), “Прокулс” (Литва) в составе ВВС Балтийского флота. В суровые годы войны авиаремонтники освоили ремонт 33 типов самолетов, в том числе 6 типов иностранного производства, и 25 типов авиационных двигателей.

За самоотверженный труд, мужество и героизм более тысячи авиаремонтников были награждены боевыми орденами и медалями. Из них орденом Ленина – 4 человека, орденом Боевого Красного Знамени – 18 человек, орденом Отечественной войны І и ІІ степени – 12 человек, орденом Красной Звезды – 74 человека. Руководство частью в годы войны и в послевоенный период осуществляли: с июля 1941 по август 1942 г. – воентехник первого ранга Абрам Левин, с августа 1942 по август 1944 г. – военный инженер второго ранга Пётр Старов, с августа 1944 по март 1947 г. – воентехник первого ранга Александр Ивлев. После окончания Второй мировой войны в течение 10 лет часть производила ремонт самолетов и авиационных двигателей боевой авиации Черноморского флота.

С 24 декабря 1956 года авиаремонтная база получила новое место дислокации – аэродром “Болбасово” – и задачу на освоение ремонта дальнего бомбардировщика ТУ-16. Имея всего 200 человек личного состава, часть в предельно короткие сроки создала производственную базу и уже 8 июля 1957 года выпустила из ремонта первый ТУ-16. К середине шестидесятых в цехах завода осуществлялся ремонт почти 60 самолетов ТУ-16, а к 1970-му – освоен капитальный ремонт данного вида самолета. В этот же год предприятие получает статус авиаремонтного завода 1-й категории. В 80-е и 90-е годы трудовой коллектив завода уже наработал опыт ремонта более 1200 самолетов ТУ-16 и приступил к ремонту принципиально новой авиатехники: самолетов ТУ-22м3, ТУ-22м2-52, ТУ-22м3-14, превратившись из небольшой авиаремонтной базы в современное промышленное предприятие с новейшей оснасткой и сложнейшим технологическим оборудованием. За успехи в освоении сложных боевых авиакомплексов (ТУ-16 и ТУ-22) более 20 авиаремонтников были отмечены правительственными наградами. Среди них – Виктор Причинин, Фёдор Мешков, Иван Романов, Михаил Касьянов, Пётр Исаченко, Фёдор Шакуров, Иосиф Лаптинский, Викентий Хмурович, Алик Танкович, Михаил Голодковский, Владимир Савицкий, Николай Булавкин и другие.

Отрадно, что на протяжении многих лет в коллективе завода трудились семейные династии: Костюченко, Смыковых, Беляковичей, Обуховых, Исаченко, Совгеновых, Катышевых, Поченковых, Хмурович, Дедовых, Романенко, Шпак, Зарецких, Орловых, Коробковых, Маньковских и др. Перестроечный период девяностых кардинально изменил отлаженный трудовой ритм завода и жизненный уклад сотен работников и их семей. Остро встали вопросы загрузки предприятия, поиска заказчиков, а в дальнейшем – сохранения завода и высококвалифицированных специалистов. В это сложное для страны и предприятия время администрация принимает решение приступить к освоению ремонта вертолетов Ми-8, Ми-24 и Ми-26, самолета ТУ-134, завоевав прочную нишу на рынке авиаремонтных услуг. В конце первого десятилетия нынешнего столетия благодаря напряженному труду и творческому потенциалу коллектива заводчан ГП “Оршанский авиаремонтный завод” завершает процедуру получения российского сертификата ФАП-145 на право ремонта вертолетов гражданской авиации России, что позволило существенно расширить круг потенциальных заказчиков. Надо отметить, что в направлении поиска заказчиков все это время ведется постоянная целенаправленная работа.

Сегодня ОАО “Оршанский авиаремонтный завод” с оптимизмом смотрит в будущее, ведь заработанные средства предприятие вкладывает не только в развитие производства, закупая и вводя в строй новое оборудование, позволяющее значительно расширить номенклатуру изделий и процессов, изготовляемых и выполняемых на заводе, но и в подготовку и закрепление на производстве молодых работников и специалистов. К слову, в настоящий момент на предприятии трудятся 117 человек в возрасте не старше 31 года, которые опираются на опыт и мастерство профессионалов. 70-летний юбилей завода коллектив встречает достойно. В числе лучших работников Михаил Соболевский, Владимир Халипов, Сергей Гайдуков, Владимир Рожковский, Ольга Ельская, Алик Танкович, Александр Усков, Николай Виршуто, Михаил Чернышев, Александр Голынец, Юрий Климов, Виктор Новицкий, Юрий Гапаньков, Евгений Шилов, Леонид Горняков, Николай Козловский, Александр Романенко, Александр Ильинский, Александр Богданов, Сергей Катышев, Александр Смыков, Геннадий Иванченко, Александр Замышляев, Нина Сапежинская, Александр Рычков, Олег Ившин, Галина Устинович, Светлана Аленичева.

В этот день у всех жителей г. п. Болбасово был праздник, ведь судьбы большинства из них неразрывно связаны с заводом. По окончании торжественного собрания по случаю юбилейной даты на стадионе посёлка с 15.00 до 17.00 состоялся праздничный концерт, а с 17.00 до 20.00 территория Болбасово превратилась в одну большую сценическую площадку, где были представлены лучшие коллективы художественной самодеятельности и детские аттракционы, была организована выставка народных ремёсел и предприятий торговли. С 20.00 до 22.00 на стадионе состоялся сольный концерт цыганского шоу “Аллюр”. Завершились торжества красочным фейерверком.
С праздником вас, уважаемые авиаремонтники!

Лина ГОТОВСКАЯ.

У авиаремонтников – юбилей!: 1 комментарий

  • 30.07.2011 в 22:41
    Permalink

    Жаль, что нигде в ваших публикациях на сайтах не упоминается имя Ларина, директора авиаремзавода. Он прибыл в Балбасово примерно в 1961 году. Во многом благодаря его усилиям рембаза превратилась в авиаремонтный завод. Страна достойно оценила работу директора присвоив ему воинские звания от подполковника до генерала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *