РОКОВЫЕ СОРОКОВЫЕ

Всё дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, всё меньше остается людей, которые на своих плечах вынесли все её тяготы, отстояли свободу и независимость нашей Родины и победили.

Виктор Моисеевич Мицкевич

Ветеран войны, житель деревни Лариновка Оршанского района Виктор Моисеевич Мицкевич вновь мысленно вернулся в роковые сороковые. Представил себя вместе со своими фронтовыми товарищами перед боем, когда никто из них не знал, будут ли они все ещё живы в ближайшие несколько минут. Вспомнил и недолгие моменты затишья, когда он считал себя счастливым уже от того, что всё ещё видел небо над головой. Виктор Моисеевич всегда знал, что победа в этой жестокой войне будет за ними.

В семье их было 12 человек, из них выросли 8. Жили на хуторе в деревне Савищино Крапивенского сельсовета. В Лариновку семья Мицкевичей переехала в 1939 году. У каждого были свои планы: семейная жизнь, учёба, работа. Но всё вмиг разрушила война. Старших братьев семьи Мицкевичей Аркадия и Михаила забрали на фронт. Виктора воевать не взяли, ему было тогда только 15. Три года он был в оккупации.

Вместе с односельчанами копал траншеи в Крапивно, позже и под Дубровно. Виктор Моисеевич вспоминает, как повели их немцы на Минск. Что ждало впереди – неизвестно, но покидать родные места никак не хотелось. Поэтому ещё по дороге Виктор Моисеевич принял решение при первой же возможности бежать. К нему присоединились ещё один житель из Лариновки и 4 человека из Пашино. Когда остановились на время в Кохоновском лесу, шестёрка незаметно скрылась…

Настало время воевать и Виктору Мицкевичу. Он прошёл обучение и был направлен на фронт. День, когда получил ранение, хорошо помнит и сегодня – это было 14 января 1945 года. Месяц пробыл в госпитале, и снова на фронт. После взятия Кёнигсберга был направлен на запад, на Забайкальский фронт. Воевал с японцами.

На поле сражения Виктору Моисеевичу не раз приходилось убеждаться, что всё в жизни человека вершит судьба. Несколько раз смотреть в глаза смерти и остаться жить – разве не закономерность? Помнит, как под Кёнигсбергом капали с товарищем траншею, началась перестрелка. Укрыться было некуда, глубина траншеи – совсем небольшая. Рядом упала мина. Кажется, погибнуть должны были вместе, но ушёл из жизни только товарищ.

Ещё один случай запомнился ветерану. Война с японцами. Он, вместе с четырьмя солдатами, ехал на машине, груженной снарядами. Неожиданно машина заглохла. В чём дело, никто не мог понять. Пока искали причину, их обогнал советский танк, под который, метров через 10, бросился смертник. От взрыва танк пострадал несильно – порвало только гусеницы, но, если бы на его месте оказалась та самая машина с боеприпасами, в которой ехал Виктор Мицкевич, в живых не осталось бы никого.

На западе В. Мицкевич отслужил 5 лет. Вернулся домой. Нужно было начинать новую жизнь, определяться с работой, но за плечами была только семилетка. Пошёл работать в родное хозяйство и параллельно учился в Орше в вечерней школе. Затем Виктор Моисеевич получил высшее образование и поступил на службу в органы МВД. Вся его трудовая деятельность прошла в исправительной колонии №6 (сегодня – «ИК-8 Поиск»). Здесь же, на Оршанщине, встретил свою будущую жену. Анна Михайловна всю жизнь отработала учителем биологии в Лариновской школе. Администрация СПК «Лариновка» никогда не оставляет без внимания семью Мицкевичей, помогает по хозяйству, за что супруги особо благодарны.

…Когда-то в Лариновке, по словам Виктора Моисеевича, насчитывалось около 30 ветеранов и участников Великой Отечественной войны. Сегодня Виктор Мицкевич остался один. И хоть сам он говорит, что, вроде, ничего особенного в его жизни не случилось, но ведь именно благодаря миллионам таких судеб и состоялась история советского народа-победителя, воевавшего для того, чтобы потомки могли с уверенностью смотреть в будущее.

Анжела Шурдукова.

Добавить комментарий