Аутизм: дети, которых нужно понять

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма ежегодно отмечают 2 апреля по инициативе ООН. В этот день здания и памятники культуры подсвечивают синим цветом, привлекая внимание людей всего мира для того, чтобы объяснить, что такое аутизм, каковы его последствия и как можно помочь людям с таким диагнозом участвовать в жизни общества.

Аутизм, как ни какое другое заболевание, окружен множеством мифов. Именно отсутствие корректной информации рождает страхи и стереотипы, что мешает адекватному восприятию заболевания и включения таких людей в социум. Ребенок с аутизмом может родиться в любой семье, любой стране и на любом континенте, это не зависит ни от экономического статуса семьи, ни от расы или образования родителей. Это расстройство, которое характеризуется дефицитом социального взаимодействия, ограниченностью интересов и повторяющимися действиями. Ошибочное суждение, что ребенок с аутизмом не нуждается в общении, погружен в свои фантазии и ни в ком не нуждается. Основная сложность, что он не умеет общаться. В основе заболевания лежит проблема формирования социальных навыков.

Такие дети избегают зрительного контакта с окружающими, часто сторонятся сверстников, а их поведение кажется окружающим странным или агрессивным: могут хлопать в ладоши, размахивать руками, раскачиваться, повторять одни и те же слова или фразы. Это один из симптомов аутизма – стереотипное поведение, когда ребенок стремится к однообразию и постоянству. Чтобы этого не происходило, важно поддерживать привычную обстановку и налаженные формы взаимодействия с ребенком: ритуалы приветствия и прощания, режим дня, маршрут прогулки.

Внешние стимулы, которые кажутся нам совершенно обычными (шум, освещенность, передвижение перед глазами), для ребенка с аутизмом могут быть неприятны и даже избыточны. Чтобы избегать сенсорных перегрузок, такие дети должны иметь возможность побыть в тихом месте, отдохнуть или воспользоваться специальным оборудованием.

Поскольку не все дети с аутизмом пользуются речью, они могут использовать для общения альтернативные методы общения: систему картинок и карточек, специальные доски с изображениями, буквами и словами или мобильные приложения. Это такой же язык, благодаря которому дети общаются с окружающими и рассказывают о своих потребностях.

Большинство аутичных людей так или иначе сталкиваются в своей жизни с различными препятствиями, поскольку общество ориентировано на среднестатистического человека без каких-либо расстройств. Поэтому без специальной помощи и изменения среды им сложнее социализироваться, получать знания, работать и вообще жить.

Мы можем встретить людей с аутизмом на улице, а наши дети могут учиться с таким ребенком в одном детском саду и школе. Важно вести себя естественным образом, не нужно раздавать советы или замечания. Достаточно принять уникальность каждого.

Специалисты государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Оршанского района» помогут родителям в организации взаимодействия и общения с детьми с расстройствами аутистического спектра, а также в вопросах их обучения и воспитания. Запись на консультацию по телефону 56-23-62.

Е. ХОМИЧ, учитель-дефектолог ЦКРОиР Оршанского района.

Фото носит иллюстративный характер.