Оршанский железнодорожный узел держал оборону

Орша гордо носит титул «Восточные ворота Беларуси». Город известен как крупный железнодорожный узел, впечатляющий мощным путевым развитием и своими масштабами. Большинство гостей города начинают свое знакомство с городом именно со здания железнодорожного вокзала Орши.

Оршанский вокзал внесен в государственный список историко-культурных ценностей. Но не все знают, что наличие железнодорожного узла, крупнейшего на Западной железной дороге, в какой-то степени сыграло трагическую роль в военной судьбе города. Наличие узла сделало Оршу важнейшим стратегическим пунктом, и, конечно же, враги стремились ее занять. С первых дней войны город оказался в зоне военных действий, подвергался регулярным налетам немецко-фашистской авиации. Оршанский железнодорожный узел фашисты бомбили по несколько раз в день, вплоть до первых дней оккупации.

О начале войны жители Орши узнали из сообщения московского радио. В 12 часов 22 июня 1941 года все радиостанции Советского Союза передали правительственное сообщение. Оно заканчивалось словами: «…Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». Эти слова наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова оказались пророческими. Но в тот день никто не мог представить, какую цену нужно заплатить за эту Победу.

В первые недели войны возле дверей военного комиссариата выстраивались длинные очереди, в эти дни тысячи оршанцев и жителей района ушли сражаться с врагом. Уходили даже целые рабочие коллективы во главе с руководителями. Большое мужество проявили оршанские железнодорожники, им приходилось работать без отдыха по 2-3 суток, ремонты паровозов производились даже в момент бомбежек. Машинисты паровозных бригад с огромным риском осуществляли вождение составов к фронту и в тыл. С каждым днем все тревожнее становились сообщения с фронта. В Орше началась организация подполья, создание баз с запасами оружия, взрывчатки и продовольствия. Началась эвакуация людей и промышленного оборудования оршанских предприятий. В течение недели были демонтированы, погружены на платформы и отправлены в тыл станки и оборудование заводов «Красный борец», «Красный Октябрь», льнокомбината и БелГРЭС, а позднее – оборудование железнодорожных предприятий. Многие организации и учреждения нашего города перешли на круглосуточный режим работы, люди забыли о пище и сне, работали днем и ночью.

Важное значение сыграла оборона Днепровского рубежа для народного хозяйства. За те несколько дней, когда советские войска сдерживали противника, были эвакуированы в восточные районы страны промышленные предприятия Орши, Смоленска, Вязьмы, Рославля и др. городов. В глубокий тыл были отправлены десятки тысяч людей, детей, спасенных таким образом от фашистского рабства. Многие эвакуированные пополнили ряды армии, трудились на оборонных предприятиях, внося свой вклад в разгром фашистской Германии.

Боевые действия войск Красной армии на оршанском направлении и героическая оборона Орши в первой половине июля 1941 года сыграли важную роль в истории Великой Отечественной войны. Стойкой активной обороной под Оршей дивизии 20-й армии нанесли значительный урон противнику в живой силе и боевой технике. В этих боях было положено начало краха гитлеровского плана молниеносной войны против СССР, окончательно похороненного под Москвой. Но до этого людям пришлось пролить реки слез, крови и пережить войну… Войну каждый день, каждую секунду, долгих и страшных четыре года…

В. ЮРЬЕВА, заведующий Военно-историческим музеем имени К. С. Заслонова.