Взгляд оршанского журналиста на фестиваль в Шуе

В этом году довелось побывать в русском городе Шуе, где проходил уже ставший знаменитым фестиваль «Русское Рождество». Любителям путешествий по святым местам очень рекомендую запланировать себе поездку в этот духовный православный центр Ивановской области на следующий год. Кстати, там проходили съемки художественного фильма «Непослушник 2» с участием местных жителей в массовых сценах.

Главный зимний праздник превращает небольшой старинный городок в настоящую столицу. Со всех уголков центральной России, и не только, сюда стекается народ, чтобы посмотреть, как оживает рождественская сказка. На площадках фестиваля демонстрируются старинные народные традиции, обычаи и обряды. Тут звучат песни, которые поют на святки от Рождества Христова до Крещенского сочельника, идет переодевание в наряды из меха, используются маски, проводится одаривание колядующих угощениями. Повсюду царит ярмарочное веселье. Особенно красиво световое шоу в городском парке с инсталляцией рождественского вертепа. И главное – проводится торжественное Архиерейское богослужение в Воскресенском кафедральном соборе.

Интересно, что до революции в Шуе было 23 храма. В первые годы советской власти коммунисты взорвали Спасский храм и храм Христа Спасителя. В память об этих событиях в городе установлен памятник погибшим за веру. Колокольня Воскресенского собора – самая высокая отдельно стоящая православная колокольня в мире. Ее высота составляет 106 метров. В самом соборе долгое время хранилась чудотворная Шуйско-Смоленская икона Божией Матери, приложиться к которой приезжали Петр I и Александр II.

Сегодня Шуя является центром Шуйской епархии. В ее окрестностях располагаются некоторые древние значимые обители, в том числе известный Николо-Шартомский мужской монастырь и Дуниловский Успенский женский монастырь.

Ежегодно на фестивале воздвигается световая инсталляция «Храм» на месте разрушенного большевиками в 30-х годах Спасского храма. Городской парк на берегу реки становится сценической площадкой для уникального светового шоу «Парк Рождественского чуда». Гостей в город привозит ретро-поезд. В этом году он доставил в Шую детей участников СВО. Интересно было наблюдать, как перрон заполнили люди. Они встречали пыхтящий клубами пара на морозном воздухе, издающий пронзительные гудки паровоз 1955 года.

Здесь начинается все с вокзала. В зале ожидания создан праздничный декор, наряжена красивая ёлка, создан образ пещеры (вертепа), где родился Христос. Далее участники фестиваля направляются в литературно-краеведческий музей писателя К. Бальмонта. Среди старинной экспозиции в глаза бросается новогодняя елка. На ней представлена выставка старинных рождественских игрушек. Это тряпичные шары, коники, открытки, бумажные флажки. Такие делали и мы – люди старшего поколения по примеру своих бабушек и дедушек. Впечатления от происходящего вокруг потрясающие. Особую атмосферу создают раритетные детали, и они сопровождают вас повсюду. Участники торжества их не только примечают, но и изучают.

На фестивале в Шуе есть что показать и о чем рассказать своим детям и тем самым протянуть между поколениями ниточки из прошлого в настоящее. А, может, наоборот, из будущего?

Это позволяют сделать современные технологии. Так, в сумерках в парке между стволов деревьев, словно в фантастическом мире появляются световые лучи. И ты уже идешь на их мерцающий свет, увлекаемый звуками удивительной музыки. И вот уже воздух вокруг тебя наполняется красками. Поднимаешь глаза и видишь, как по небу блуждают лучи прожекторов и вдруг пересекаются в одном месте над театральным вертепом.

– Миша, смотри. Так, наверное, родилась звезда, которая сопровождала Младенца, – говорю я внуку.

И это невероятно красиво и завораживающе, чувствуешь воодушевление и радость от полноты ощущения момента.

Возвратившись в родной город, мне подумалось. А ведь и Орша могла бы стать столицей рождественских праздников. Вот вам старинный вокзал, есть храмы, монастыри и парки над Днепром и Оршицей…

Людмила МАРШАЛОВИЧ.
Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.