22 июня, ровно в 4 часа… Как обороняли Оршу в первые дни войны

Одной из самых трагических дат ХХ века для нашей страны стало 22 июня 1941 года – день, когда фашистская Германия вероломно, без объявления войны, нарушила границы Советского Союза и напала на нашу Родину. Беларусь первой приняла удар врага. Сотни населенных пунктов вступили в ожесточенную борьбу с вражеским нашествием. Наш город не стал исключением.

Немцы входят в город. Июль 1941 г.

Имея важное стратегическое значение, Орша с самого начала войны притягивала к себе внимание немецко-фашистских захватчиков. С первых дней вой­ны она оказалась в зоне военных действий. Начиная с 23 июня 1941 года город подвергался регулярным налетам немецко-фашистской авиации. Оршанский железнодорожный узел, имевший важное стратегическое значение, фашисты бомбили по несколько раз в день, вплоть до оккупации.

В первых числах июля 1941 года началась эвакуация промышленного оборудования оршанских предприятий. В течение недели были демонтированы, погружены на платформы и отправлены в тыл станки и оборудование заводов «Красный борец», «Красный Октябрь», льнокомбината и БелГРЭСА, а позднее – оборудование железнодорожных предприятий. Видя, что происходят разрушения и гибнут люди, все хотели внести общий вклад в борьбу с захватчиками. Многие организации и учреждения нашего города перешли на круглосуточный режим работы. Тысячи оршанцев и жителей района в те дни уходили на фронт.

Обстановка на Западном фронте резко ухудшилась. Танковые соединения немецко-фашистских войск стремительно продвигались вперед, почти не встречая сопротивления. К началу июля Советское Главнокомандование приняло решение о развертывании на рубеже среднего течения Западной Двины и Днепра войск второго стратегического эшелона. Особая роль отводилась центральному – оршанско-смоленскому направлению как кратчайшему пути к Москве. Это направление прикрывали войска 20-й и 19-й армий. Для оборудования оборонительного рубежа Советское Главнокомандование приказало привлечь гражданское население. Жители Орши были мобилизованы на строительство оборонительных сооружений.

1200 бойцов добровольческих формирований и 20 тысяч горожан за несколько суток вырыли по левому берегу Днепра противотанковый ров длиной 12 километров. Он начинался от железнодорожного моста через Днепр и тянулся до деревни Пашино. В районе впадения реки Адровки в Днепр была сооружена плотина. Уровень воды в Адровке поднялся на 3 метра. В ходе борьбы за Оршу эти сооружения сыграли важную роль. Прорваться на этом рубеже танки противника не смогли.

В обстановке, складывающейся на направлении главного удара группы армий «Центр» в последних числах июня 1941 года, угроза захвата противником Орши резко возрастала. В бассейне рек Березина и Днепр в те дни не было значительных сил Красной армии, способных задержать продвижение фашистских полчищ на оршанско-смоленском направлении. Исключение составляла Первая Московская пролетарская мотострелковая дивизия под командованием полковника Я. Г. Крейзера. Она была переброшена под Оршу на шестой день войны и к 28 июня начала подготавливать оборонительный рубеж западнее города.

Для организации прочной обороны на подступах к Орше нужно было время, дорог был каждый час. Отступая с боями к Орше, воины дивизии на сутки задержали части 47-го немецкого моторизованного корпуса на рубеже реки Нача, затем еще на сутки на рубеже реки Бобр, Толочин, Коханово.

Днем 10 июля части дивизии занимали оборону по восточному берегу реки Адров, прикрывая подступы к Орше с запада. Предпринятые гитлеровцами танковые атаки вдоль автострады Минск-Москва были отбиты.

В ночь на 11 июля дивизия была выведена в резерв и сосредоточилась в лесу севернее Орши. Командующий 20-й армией генерал-лейтенант Масленников И. И. решил использовать эту боеспособную дивизию для отражения возможного удара со стороны Витебска.

Ожесточенные бои на подступах к Орше шли не только на земле, но и в воздухе. С 3-го июля под Оршу были переброшены 213-я и 214-я бомбардировочные полки. Они базировались у деревни Зубово.

Эскадрильи этих полков участвовали в боях в небе под Толочином. Их действия прикрывал 401-й истребительный авиаполк под командованием Героя Советского Союза Супруна С. П. Полк имел на вооружении новейшие истребители ЛАГГ-3 и МИГ-3, и более чем трехкратное превосходство противника в численности самолетов давало ему полное превосходство в воздухе.

После отвода в резерв командующего армией Первой Московской дивизии перед наступавшими в районе Орши фашистами остались части 18-й и 73-й стрелковых дивизий. 18-я стрелковая дивизия занимала оборону на левом фланге 20-й армии на 30-километровом фронте от южной окраины Орши до Копыси. Оршу обороняла 73-я стрелковая дивизия полковника Акимова. Рубеж ее обороны простирался до Дубровно. Обе дивизии начали занимать свои оборонительные рубежи 6-9 июля. Еще не успев как следует оборудовать свои районы обороны, части этих дивизий уже 9 июля вступили в бои с прорвавшимися к городу танками противника.

В течение 4-х суток сдерживали натиск противника на подступах к городу Орше солдаты и офицеры 413-го стрелкового полка 73-й стрелковой дивизии. В ожесточенных боях не раз складывалась драматическая для оборонявших обстановка.

Однако стойкостью, мужеством и отвагой воины этого полка не раз заставляли противника отступить. В критические моменты смелые контратаки подразделений неоднократно позволяли ликвидировать прорыв и восстановить положение. В первой половине дня 14-го июля превосходство в силах и средствах позволило противнику овладеть северо-западной частью города и захватить железнодорожный вокзал. Подразделения охранявших Оршу батальонов отступили за реку Оршицу и заняли оборону по ее восточному берегу. На этом рубеже они сдерживали противника в течение двух суток.

А. СОСНОВСКАЯ,
старший научный сотрудник военно-исторического музея имени Героя Советского Союза К. С. Заслонова.