Открытки из прошлого: какой была пароходная Орша

Учреждение культуры «Музейный комплекс истории и культуры Оршанщины» совместно с «Аршанскай газетай» продолжает проект «Бацькаўшчына», приуроченный к Году исторической памяти.

Сегодня музей истории и культуры города Орши представляет вашему вниманию уникальную старинную фотографию с видом на заднепровский посад «Пароходная пристань. Ильинская церковь».

Пароходная пристань на Днепре в Орше. Ильинская церковь

Орша в начале XX века была оживленным уездным городом, в котором проживали примерно двенадцать тысяч жителей. Пересечение двух железных дорог, пристань в верховье Днепра создали условия для оживленной торговли. В те времена Днепр и Оршица являлись не только источниками водоснабжения, но и местами отдыха, лодочных прогулок в праздничные дни и летние ночи. Известно, что в сравнении с другими городами Могилёвской губернии, которые размещались по Днепру, Орша значительно выделялась по количеству отправленных судов и плотов. Так, в 1858 г. в Орше более 120 судов было загружено известью, камнем, мебелью, лопатами и досками.

Современный вид

На старом фото – пароходная пристань на правом берегу Днепра в Орше начала XX века. Это живописное многолюдное место возле пристани не единожды притягивало внимание оршанских фотографов. На открытке хорошо виден причаливший к плавучей пристани белый пассажирский пароход, а на берегу – ожидающий пассажиров извозчик. Если сравнивать фотографию 1913 г. городских видов Смоленска, на которой мы видим пароход на Днепре с таким смелым названием «Удалой» и пароход у пристани, прибывший в Оршу, то можно предположить, что это одно и то же судно. Уж очень они похожи.

Пароход «Удалой» на Днепре, 1913 год

Днепр служил водной артерией, соединявшей Оршу со Смоленском и Могилёвом. Поскольку взимаемая плата за проезд была невелика, услугами пароходства пользовались как городские, так и сельские обыватели.

По воспоминаниям сына редактора городской газеты «Оршанский вестник» Хаима Моисеевича Иоселевича, эту задачу выполняли пароходы двух конкурирующих хозяев. Когда они не ссорились, билет третьего класса до Могилёва стоил 45 копеек. Но в период их конфронтации стоимость билета стремительно катилась вниз – вплоть до пятачка. Казалось бы, дальше некуда. Но нет, конкурент в придачу к билету давал еще двухкопеечную булочку. Впрочем, на памяти сына Хаима Иоселевича это случилось только один раз.

Интересным фактом считается то, что особенностью оршанского пароходного участка было его замкнутость. Установлению сквозного пароходства вниз по Днепру мешали Кобылякские пороги близ Орши. Через них суда могли пройти лишь в очень короткий период высоких весенних паводков, в остальное время пороги были непроходимы.

На фото также открывается отличный вид на живописное левобережье Днепра, на котором возвышается каменная Свято-Ильинская церковь. Огражденный высокой каменной стеной с угловыми контрфорсами, храм является одним из величественных и древнейших украшений города с почти тысячелетней историей.

Данная почтовая открытка была издана в типографии Г. А. Подземского. Каждый желающий мог ее приобрести в его книжном и писчебумажном магазине и на оборотной стороне написать несколько слов адресату открытым письмом.

С. ИЗИМОВА, старший научный сотрудник музея истории и культуры г. Орши.
Фото из архива МКИКО и С. СЛЕПЦОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.