ЕСЛИ КУПИЛИ НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР

Ежегодно 15 марта в нашей стране отмечается праздник – День потребителя. О его тематике в 2013 году и работе Оршанского районного исполнительного комитета в сфере защиты прав потребителей рассказывает главный специалист отдела торговли и услуг Оршанского районного исполнительного комитета, уполномоченный по защите прав потребителей Татьяна Геннадьевна Бульбенко (на снимке).

– В этом году тема Всемирного дня защиты прав потребителей – «Потребительское правосудие сегодня». Эта тема поддер­жана Консультативным советом по защите прав потребителей государств-участников СНГ. В рамках данной тематики предполагается сконцентрировать внимание на вопросах совершенствования правовых механизмов защиты потребительских прав и законных интересов граждан.

Основным документом, регулирующим правовые отношения в области защиты прав потребителей, является Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Действие Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами и поставщиками, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, перевозки пассажира и его багажа и иных подобных договоров.

– Кто осуществляет координацию деятельности по защите прав потребителей в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания в Оршанском районе?

– Отдел торговли и услуг Оршанского районного исполнительного комитета и уполномоченный по защите прав потребителей, которые в пределах своей компетенции рассматривают обращения потребителей, осуществляют консультации населения по вопросам защиты прав потребителей, оказывают практическую помощь при разрешении конфликтных ситуаций.

– Какая работа проводится в данном направлении?

– В 2012 году отделом торговли и услуг Оршанского райисполкома, уполномоченным по защите прав потребителей рассмотрено 54 обращения граждан по вопросам защиты прав потребителей, из них 31 – в сфере торговли, 1 – общественного питания, 6 – бытового обслуживания населения. По результатам рассмотрения составлено 14 протоколов об административных правонарушениях. В текущем году рассмотрено 14 обращений, составлен 1 протокол об административном правонарушении.

– Татьяна Геннадьевна, каковы действия потребителя, если ему продан товар ненадлежащего качества?

– Первоначально необходимо обратиться к продавцу, у которого был приобретен товар. Не исключена возможность и того, что продавец (изготовитель) товара дорожит своей репутацией, и все ваши проблемы будут решены по устному заявлению.

Если же продавец (изготовитель) не торопится решить ваш вопрос, лучше всего все свои требования изложить письменно в виде претензии. Претензия должна содержать: наименование организации, индивидуального предпринимателя, которым направляется претензия; фамилия, имя, отчество гражданина, данные о месте жительства, изложение сути претензии (когда, где и что было вами приобретено, по какой цене; чем вы это можете подтвердить; недостатки товара); требования, предъявляемые продавцу (изготовителю).

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены товара; бесплатного ремонта, возмещения расходов по ремонту; возврата денег за некачественный товар. Потребитель сам выбирает требование, которое он вправе предъявить продавцу (изготовителю). Кроме того, согласно Закону потребитель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

– Как правильно вручить претензию продавцу (изготовителю)?

– Можно отправить претензию по почте заказным письмом или с уведомлением о вручении на юридический адрес продавца (изготовителя).

Претензию потребитель также может оставить в книге замечаний и предложений, которая должна находиться в каждом торговом объекте.

Желательно иметь копию претензии на тот случай, если продавец (изготовитель) не удовлетворит требования потребителя либо удовлетворит ее частично. Копия претензии, а также документы, подтверждающие факт получения продавцом (изготовителем) претензии, понадобятся при обращении в суд.

– Каковы действия потребителя в случае, если претензия к продавцу (изготовителю) осталась без рассмотрения либо результаты ее рассмотрения не устраивают потребителя?

– Согласно Закону потребители имеют право на государственную и общественную защиту своих интересов. Защита прав потребителей в Республике Беларусь осуществляется в досудебном и судебном порядке.

В досудебном порядке потребитель может обратиться для защиты своих прав с обращением в государственные органы либо общественные объединения.

Государственную защиту прав потребителя и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные государственные органы.

(Продолжение статьи читайте в «Аршанскай газете » №29 за 14 марта 2013 года).

Людмила ЛЮДМИНА.

Фото автора.

Добавить комментарий