Владимир Маслов: горжусь, что служил в десантных войсках

День Воздушно-десантных войск – один из праздников, который широко отмечают в Республике Беларусь, а Витебск по праву считается столицей десантников. На Оршанщине также проживает немало людей, кому выпала честь служить в «крылатой пехоте», как образно называют этот род войск. Многие выполняли воинский долг в Афганистане, проявив там мужество и отвагу. В их числе – Владимир Викторович Маслов, гвардии рядовой запаса 56-й десантно-штурмовой бригады, которая входила в состав 40-й армии. Воин-интернационалист поделился воспоминаниями о службе в далекой восточной стране.

Владимир Маслов родом из деревни Юрцево Оршанского района. После школы окончил СПТУ в п. Высокое. Осенью 1986 года был призван в ряды Вооруженных сил СССР. В Борисове, на пересыльном пункте, шел набор команды на Фергану (Узбекистан), там находилась учебная часть ВДВ. Призывник Маслов изъявил желание служить именно в десантных войсках и очень обрадовался, когда услышал: «Гордитесь, вы туда и попали!». Но парень не верил удаче, пока не прибыл в воинскую часть с эмблемой ВДВ. Там новобранец прошел подготовку, освоил военную специальность – пулеметчик боевой машины пехоты.

– Условия были тяжелые, огромные физические нагрузки, прыжки через день, марш-броски в горы при полной выкладке, много времени проводили на стрельбище, – вспоминает Владимир. – Мы (земляков было много), стиснув зубы, терпели боль, иногда голод и суровые погодные условия – знали, что нас готовят в Афганистан, а на войне жалости не будет. Через три месяца тяготы ферганской «учебки» остались позади и нас самолетом перебросили в афганский город Гардез, определили в 3-й батальон 56-й гвардейской десантно-штурмовой бригады. После карантина колонной прибыли в Бараки, провинция Логар, где дислоцировалась бригада, а вскоре я получил приказ на первую боевую операцию.

Воин-новичок не дрогнул в том бою и свое первое крещение на дороге высокогорного перевала выдержал с честью. Пулеметчик действовал грамотно и уверенно, показав высокую точность огня.

На афганской земле началась новая страница армейской службы рядового Маслова, полная тревог и опасностей, которых вокруг хватало: и с безоблачного неба, и с живописных гор, из роскошных зарослей «зелёнки», и на дорогах… Его армейские будни мало чем отличались от будней сотен других солдат. В пункте постоянной дислокации десантники не задерживались: боевые выходы следовали один за другим. Экипаж боевой машины Владимира Маслова нес службу на сторожевых постах и заставах в горах, ходил в боевые рейды, сопровождал советские транспортные колонны, принимал участие в боевых операциях. Кабул, Джелалабад, Газни, Кандагар – в этих местах пришлось воевать нашему земляку. По словам воина-афганца, их бросали в самые тяжелые, в самые «стреляющие» точки, как только где-то «заварится каша». Без потерь не обходилось…

За время службы у Владимира было много сложных ситуаций и боевых эпизодов, погибнуть можно было много раз: попадали под обстрелы, нарывались на засады, но судьба была благосклонна к солдату – ни одной царапины, все шло как по маслу. Везучий! Может дело в фамилии – все же Маслов! От везения на войне зависело многое.

Служба в Афганистане запомнилась солдату, разумеется, не только боями с моджахедами, жарой, песчаными бурями, неприступными горами, многодневными рейдами, но и надежными друзьями. В далекой азиатской стране войсковое товарищество и взаимовыручка были таким же сильным оружием, как и автомат. И если рядом надежный товарищ, то с ним не страшно в любой перестрелке, в трудном походе. Несмотря на тяготы и лишения, бойцы шутили, подбадривали друг друга, строили планы, мечтали, ждали демобилизацию. А она уже была не за горами. Летом 1988 начался первый этап вывода советских войск из Афганистана. Гвардии рядовой Владимир Маслов возвращался домой колонной бронетехники по горному серпантину через перевал Саланг.

Тот сентябрьский день 1988 года был жарким и солнечным. По улице д. Юрцево шел молодой загорелый парень в красивой форме десантника, на груди красовались награды. Во дворе своего дома он издалека заметил маленькую фигурку и побежал навстречу что было сил.

– Сыночек, живой! Ну наконец-то дождалась, – повторяла мама сквозь слезы.

Так закончилась война для воина-афганца. Гражданская жизнь В. Маслова сложилась хорошо. Вернувшись в отчий дом, устроился на работу. Здесь встретил свою будущую жену Светлану, обзавелся семьей. В настоящее время работает в областном госпитале ИВОВ «Юрцево».

Кто служил в воздушном десанте, навсегда остались преданными этим войскам, берегут свои береты и тельняшки. Владимир Викторович – не исключение. Свой берет и несколько фотографий с той войны он хранит как дорогую реликвию, как память о юности, о службе в десанте.

– Тельняшка и берет для любого десантника, даже уже отслужившего, считаются особо почитаемыми. Право на них надо заслужить, – отметил воин-интернационалист. – Я горжусь, что служил в десантных войсках.

В. МАЧКОВА.
Фото автора и из личного архива В. Маслова.