От экологии души – к экологии мира

УО “ГОСШ №16” внедряет систему экологического менеджмента (школа является участницей Белорусско-немецкого проекта «Создание региональных центров комплексной поддержки школьного образования в интересах устойчивого развития и школьных Местных повесток-21»).

Ключ к решению экологических проблем, сохранению вида Homo sapiens лежит в плоскости эволюции внутреннего мира человека. Прежде всего, формирования у него такого экологического сознания, в сфере которого он ощущает себя и, соответственно, действует как субъект-носитель закономерностей общеприродного процесса развития, воплощающий их в своей жизне­деятельности.

Вследствие влияния человека на окружающую среду уменьшается продуктивность биосферы, истощаются природные ресурсы, исчезают природные ландшафты. Поэтому задача оптимизации отношений общества и окружающей среды, рационального природопользования является одной из важнейших. Пришло время, когда стоит задуматься не только о качестве своей жизни, но и жизни будущих поколений. Опыт последних десятилетий показал, что преодоление и даже смягчение экологического кризиса сугубо техническими средствами невозможно. Каждому из нас предстоит изменить образ жизни. Одними из реальных рычагов, позволяющих изменить потребительское мировоззрение, являются экологическое образование и воспитание. Именно поэтому в качестве концептуальной основы программы развития школы на 2011-2015 годы мы выбрали идею образования в интересах устойчивого развития школы и активно включились в создание школьной Местной повестки-21 как инструмента реализации идей развития. Местная повестка-21 – это программа действий на локальном уровне в контексте решения проблем, касающихся природной среды, социальной жизни, экономики.

Огромная роль в реализации данного процесса отводится образованию в интересах устойчивого развития, которое обеспечивает возможность приобретения знаний, навыков и опыта комплексного решения социальных, экологических и экономических проблем. Образование призвано подготовить человека к тому, чтобы он смог строить будущее сам, своими руками. Сегодня маленький гражданин должен знать и понимать основные закономерности существования мира и применять эти знания в повседневной жизни, уметь гармонично взаимодействовать с природным и социальным окружением. Основным аспектом изменения в образовательной политике должен стать переход от концепции «образования на всю жизнь» к концепции «образования в течение всей жизни» – информация, знания, умения и навыки, как и технические средства устаревают стремительно. Сегодня полученного однажды диплома не достаточно для активной и плодотворной жизни в современном обществе.

Создать условия, способствующие самореализации и личностному росту учащихся, дать возможность лицам любого возраста влиять на качество своей жизни как в личных интересах и бытовых вопросах, так и на уровне принятия общественно значимых вопросов, – цель, в достижении которой поможет разработанный нами и утверждённый Министерством образования Республики Беларусь инновационный проект «Внедрение модели организации образовательной практики в интересах устойчивого развития в деятельность учреждений образования региона». Известно, что эффективность экологического просвещения во многом зависит от особенностей организации образовательного процесса, но ещё в большей степени это обусловлено практической экологической направленностью всей жизнедеятельности нашей школы. Чтобы изменить существующую ситуацию и повысить качество природоохранной деятельности, с января 2011 года мы приступили к внедрению системы экологического менеджмента.

Система экологического менеджмента (СЭМ) – это часть общей системы управления организацией, которая направлена на решение вопросов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На практике это означает контроль за воздействием деятельности организации на окружающую среду и снижение её негативного влияния, а также определение экологически ориентированного подхода в образовательном процессе школы. Для разработки и внедрения СЭМ был детально спланирован процесс внедрения системы. Создан Управляющий совет для координации работ СЭМ, назначен уполномоченный по экологическому менеджменту, сформированы рабочие группы, куда входят и учащиеся школы. В ходе выполнения составленного плана проведено общее собрание коллектива с целью информирования о разработке и внедрении СЭМ, заполнены анкеты-опросники, где рассматривалась степень воздействия на окружающую среду и потенциал улучшения ситуации. Проведён предварительный экологический анализ, в ходе которого нами были установлены важные экологические аспекты.

В мае этого года года состоялось стартовое мероприятие по официальному запуску системы экологического менеджмента. В школу приехали эксперты-аудиторы – международный эксперт-аудитор в области СУОС И. Пекур, эксперт-аудитор по сертификации систем управления окружающей средой в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь в сфере экологического менеджмента внедрения стандартов ISO14001 и EMAS II М. Чумакова. Эксперты произвели визуальный осмотр всех помещений школы, помогли в определении экологических аспектов, разделив их на важные и рисковые. На основании проведённых экспертиз рабочие группы по внедрению системы экологического менеджмента разрабатывают Экологическую политику школы и Программу управления окружающей средой.

Внедрение системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями ISO 14001 и EMAS II позволит нам эффективно использовать имеющиеся ресурсы, демонстрировать высокую энергоэффективность, обращение с отходами в соответствии с законодательными требованиями, а также результативно проводить экологическое обучение учащихся школы и вовлекать в образовательный процесс родителей. Реализация проекта «Экология пришкольного участка» в дальнейшем позволит нам создать «Центр физической культуры и здоровья для жителей микрорайона». К тому же, сертификат обеспечит нам ряд преимуществ. Посредством соответствующих практических мероприятий в школе он позволит осуществить минимизацию негативного воздействия учреждения образования на окружающую среду, поможет создать системность в работе по энергосбережению и экологическому просвещению, а также провести комплекс природоохранных мероприятий и создать позитивный имидж школы, что немаловажно для реализации различных экологических проектов, в том числе и международных.

Мы надеемся, что осенью 2011 года школа получит сертификат соответствия «Белый аист» Международного гуманитарно-просветительского фонда «Живое партнёрство», который удостоверит, что система управления окружающей средой, осуществляемая нашей школой, соответствует законодательным требованиям.

Т. Губенкова,

заместитель директора ГОСШ № 16

по воспитательной

и идеологической работе.

Добавить комментарий