Универсальный педагог
Обществоведение и история, физика и рисование, география и пение, математика, немецкий язык, учительство в начальных классах – таков не полный перечень предметов, которые за 45 лет учительской деятельности приходилось вести в Устьенской школе Александре Мефодьевне МЕЖУЕВОЙ.
А начиналось все с детской мечты, когда маленькая девчушка из далекой сельской глубинки с упоением играла с подружками в “школу”. В начале шестидесятых самыми популярными среди сельских школьников были профессии учителя, врача, агронома, зоотехника, продавца, поэтому само собой разумеющимся стало принятое Александрой решение пойти в учителя. К тому же старшая сестра также была учителем. В 1965 году молодая выпускница Витебского пединститута приехала по распределению в Оршанское роно и была направлена в Устьенскую сельскую школу. Здесь за неимением свободной должности учителя начальных классов, ей предложили вести уроки математики. Казалось, ненадолго, а получилось – на целых 10 лет. Александра Мефодьевна вышла замуж за местного парня, родила двух сыновей Владимира и Алексея. Сегодня Александра Мефодьевна уже дважды бабушка. И хотя сыновья не пошли по стопам матери и отца, оба выросли достойными людьми.
В 1975 году к Устьенской школе присоединили еще одну, и работы прибавилось. Дипломированный специалист начальных классов, учитель математики с 10-летним опытом, Александра Межуева подает документы на исторический факультет Минского пединститута. В 1982 году школе присваивают статус средней и назначают директором Владимира Трифоновича Леонова. Учитывая опыт работы Александры Мефодьевны, ее грамотный подход к решению рабочих вопросов, уважение в коллективе, директор предлагает ей должность своего заместителя. В трудовой биографии сельского учителя это были не единственные перемены: приходилось работать директором школы, завучем, подолгу заменять коллег, а также работать индивидуально с ребенком на дому. Общение с детской аудиторией, по словам Александры Мефодьевны, благотворно сказывается на любом человеке. Не исключение и она. На уроках истории и обществоведения учитель, в свою очередь, прививает детям чувство патриотизма и гордости за народ с его славным историческим прошлым, а еще учит ребят культуре, закладывает в их детские души основы нравственности. Благоприятный микроклимат школы способствует тому, что многие ее выпускники выбирают впоследствии профессию учителя, возвращаясь в родные места. Не случайно, половина педагогического коллектива Устьенской школы-сада состоит из бывших выпускников. Вот как, педагог комментирует данный факт:
У нас созданы замечательные условия для учебы и работы. Не пустеет школа и после занятий. Каждый ученик может придти сюда в кружок или секцию по интересам, в школе мы проводим и дискотеки. Наш бывший выпускник Алексей Симаш – директор местного ДК. Он в школе как рыба в воде, да и ребята всегда тянутся к Алексею Владимировичу. Оба заместителя директора – по воспитательной и учебной работе – также наши выпускницы. Это Лидия Леонидовна Лазарева и Татьяна Викторовна Таланкова. Бывшие ученики сегодня стали моими коллегами. Считаю, что школа, в которую возвращаются выпускники, чтобы продолжать в ней работать, заслуживает наивысшего оценочного балла. Мне очень приятно, что в этой работе есть и мой скромный личный вклад. Роль учителя в воспитании подрастающего поколения неоценима. Благодаря ему маленький человек становится полноценным членом общества, свободно ориентируясь в информационном пространстве.
Отличник народного просвещения Александра Мефодьевна Межуева – счастливый представитель профессии «учитель». Даже спустя несколько десятилетий она по-прежнему полна жизненной энергии, очень привязана к детям и своему, самому лучшему в мире коллективу.
ЛИНА ГОТОВСКАЯ
..и про меня даже написано…